Летом 1943 года на Большом Каменном мосту в самом центре Москвы прозвучало несколько выстрелов. Приехавшая на место милиция обнаружила на тротуаре два тела. Погибшими оказались подростки. Это событие неожиданным образом повлекло раскрытие политического заговора. Как оказалось, один из подростков мог быть лидером целой подпольной организации, целью которой был захват власти и создание в России «Четвертого рейха».
Бытовая драма или операция спецагентов
Громкое убийство сразу же поставило перед следователями несколько непростых вопросов. Под подозрением оказался один из погибших молодых людей — Володя Шахурин. Убитой была его девушка Нина Уманская. По версии следователей, Володя вначале застрелил Нину, а потом решился выстрелить и в себя. Однако не были понятны мотивы. Не меньше вопросов вызывало и орудие убийства – немецкий самозарядный пистолет «Вальтер», состоявший на вооружении у солдат гитлеровской Германии.
Трагедия произошло в начале июня. Неожиданное убийство прямо у стен Кремля волей-неволей порождало мысли о диверсии вражеских спецагентов. Тем более, что погибшие подростки были совсем непростыми детьми: Володя Шахурин — сын наркома авиационной промышленности СССР. Его девушка Нина Уманская тоже из известной семьи, ее отец – посол СССР в Мексике Константин Уманский. Подростки жили в знаменитом «Доме на набережной», ходили в ту же школу, что и дети самого Сталина.
Позже выяснилось, что немецкий «Вальтер» дал Володе его друг Вано Микоян. Это был трофейный пистолет, его привезли с войны братья Микояна. На допросе Вано рассказал, как все произошло. Отец Нины собирался забрать ее с матерью в Мексику, где он недавно получил повышение. Володя не хотел отпускать девушку и попросил ее остаться в Москве. Когда же она отказалась, он решил припугнуть ее пистолетом. Как получилось, что он застрелил подругу, до сих пор не совсем ясно: возможно, молодой человек случайно нажал на спуск, а может быть, заранее все предусмотрел, решив таким способом отомстить.
Версия о спецагентах Вермахта отпала, хотя в Москве и ходил слух, что следователи специально пошли по ложному следу, так как им был дан приказ – не сеять панику в столице.
Государство на бумаге
Этот трагический случай так и мог бы остаться драмой несчастной любви, если бы не одна страшная находка. Когда следователи пришли с обыском в квартиру Шахурина, их внимание привлек его дневник. В нем содержались сенсационные факты. Если верить записям, одноклассники подростка, дети советской партийной элиты, состояли в секретной организации, которая называлась «Четвертый рейх». Она должна была не просто сменить власть в СССР, но и сформировать в стране нацистское правительство. Володя оказался знаком с работами Гитлера, хотя в советское время доступ к ним могли получить только люди с очень высоким положением в обществе.
Одноклассники Володи, состоявшие в организации, имели звания. Одни были «рейхсфюрерами» — в фашистской Германии это было высшее военное звание, его были удостоены всего пять человек. Другие получили почетную должность «группенфюрер», по аналогии с таким же званием в СС, оно соответствовало генерал-лейтенанту. Революцию в России лидеры организации совершать не спешили, они считали, что все должно будет измениться эволюционным путем. Участники организации обязаны были посвятить все время карьере, чтобы потом, заняв высокие посты, совершить переворот. В организацию входил сын генерала Петра Кирпичникова, Феликс, сын известного хирурга Александра Бакулева, сын генерала Рафаила Хмельницкого, дети других представителей советской элиты.
Крушение «Четвертого рейха»
Участников подполья сразу же вызвали на допрос. Некоторых даже арестовали. О «Четвертом рейхе» доложили Сталину. Выслушав доклад, Сталин сказал: «Волчата».
Следствие длилось в течение полугода. Подростки оказались сообразительными и вину на себя не спешили брать, заявляя, что во всем виноват один Шахурин. Он якобы не дружил с головой.
В результате в лагеря подростков все же отправлять не стали. Они отделались тем, что родителям настоятельно было рекомендовано заняться перевоспитанием детей. Всех членов организации выслали на год из Москвы, кого-то отправили в города Сибири, кого-то — на Урал, а кого-то и вовсе в Таджикистан. Это косвенно свидетельствует о том, что, скорее всего, участие в организации не было серьезным.
Все это больше походило на детскую игру. Некоторые подростки, включенные в состав «Четвертого рейха», и вовсе, как оказались, не знали о нем ничего, Шахурин просто написал их имена на бумаге, не сказав друзьям ни слова.
Но есть и другая, противоположная версия. Если верить ей, «Четвертый рейх» не был бумажным государством, а намерения подростков были серьезны. Однако в разгар войны скандал решили не раздувать. Тотальные чистки в оборонных ведомствах, где работали родители подростков, могли привести к серьезным последствиям. Времени на подготовку новых кадров во время войны просто не было. В результате было решено замять дело, решив все без суда.
Ответы на многие вопросы могли бы дать четыре тома давно рассекреченного уголовного дела. Но, по словам журналиста и автора романа «Каменный мост», посвященного «делу волчат», Александра Терехова, с этим делом целиком до сих пор никто из историков не знаком. Чтобы его посмотреть, надо получить письменное согласие от всех живых фигурантов, а также от наследников тех участников «Четвертого рейха», которые давно умерли. Сделать это не так-то просто. Все эти люди уже давно живут на разных континентах Земли.