29/06/24

Дело Лидии Руслановой: какую компенсацию требовала певица за конфискованные драгоценности

Лидия Русланова после войны была приговорена не только к 10-летнему сроку, но и к конфискации имущества. Выйдя на свободу, певица решила добиться компенсации от государства. Русланова утверждала, что одна шкатулочка, в которой она хранила свои драгоценности, стоила 2 миллиона.

Арест «соловья фронтовых дорог»

Лидию Андреевну Русланову называли «соловьем фронтовых дорог». В годы Великой Отечественной войны эта певица выступала перед солдатами на передовой и в госпиталях перед ранеными. Свой последний фронтовой концерт, как утверждает Эдвард Радзинский, автор книги «Ночи, которые потрясли мир», Русланова дала в поверженном Берлине. На войне Лидия Андреевна нашла и свою любовь. В 1942 году она вышла замуж за военачальника Владимира Крюкова. Вот только счастье продлилось недолго.

В сентябре 1948 года Русланова и Крюков были взяты под стражу с разницей в один день. Супругов обвинили в том, что они присвоили себе слишком много ценностей, вывезенных из Германии. Владимира Викторовича приговорили к 25 годам лишения свободы, а Лидию Андреевну – к 10 годам заключения. Сотрудники органов госбезопасности действительно обнаружили в квартире артистки и генерала огромное количество драгоценных камней и картин, достойных самых лучших музеев мира.

Результат пересмотра дела

Большинство вещей, согласно приговору суда, у Лидии Руслановой и ее мужа было конфисковано. Журналист Варлен Стронгин возмущался: «А за что конфискация? Она не воровала, не спекулировала, не занималась вредительством…». Аналогичного мнения придерживались и Русланова, которая, по выражению биографа Федора Раззакова, выйдя на свободу, была «голой, как сокол». Лишился всего и ее супруг. Поэтому после смерти Иосифа Сталина Крюков подал прошение о пересмотре своего дела, и дела своей жены.

Руслановой и Крюкову оказал существенное содействие маршал Георгий Жуков, которого тоже обвиняли в присвоении трофеев. Тем более, что к тому моменту Жуков был назначен заместителем министра обороны. В результате уже в том же 1953 году на свет появилось заключение, что никаких доказательств причастности Лидии Андреевны к присвоению государственного имущества, а также к антисоветской деятельности нет. Поэтому Русланову, как и ее супруга, освободили и реабилитировали.

Компенсация за конфискованное

Неудивительно, что, оказавшись дома, Лидия Русланова решила потребовать у государства компенсацию за конфискованное имущество. Что-то певице вернуть удалось, а что-то – нет. Так, упомянутый выше Федор Раззаков в своей книге «Пуля для Зои Федоровой, или КГБ снимает кино» пишет о том, что из 132 произведений искусства, изъятых в конце 1940-х годов, Руслановой было возвращено 103. Кстати, некоторые картины Лидия Андреевна позже сама продала различным музеям.
Мало того, Русланова требовала отдать обратно и свои украшения или заплатить хотя бы 1 миллион рублей, поскольку, по словам певицы, одна шкатулка, в которой они хранились, стоила не менее 2 миллионов. Власти же предложили Лидии Андреевне 100 тысяч рублей, от которых та «гордо отказалась». Позже Русланова жалела об этом поступке: «Какая я дура! Мне предложили сто тысяч рублей, а я стала торговаться». В итоге певица вообще не получила денег.