03/12/22

День рождения Рыжкова: как Михаил Горбачев мстил Ельцину

На день рождения Николая Рыжкова Бориса Ельцина никто не приглашал. Поэтому он стоял ото всех особняком. Такая атмосфера, видимо, придала смелости Михаилу Горбачеву. Соперники схлестнулись, но весовые категории были не равны.

Кто мстительней

Как известно, Борис Ельцин и Михаил Горбачев были непримиримыми соперниками. По крайней мере, такой точки зрения придерживаются многие современные историки. Но насколько каждый из них был способен отомстить другому за нанесенные обиды?

Андрей Николаев, бывший директор Федеральной пограничной службы, утверждал, что Ельцин мстительным никогда не был: «Плохого работника мог без сожаления уволить, но поверженного не топтал». Однако депутат Александр Хинштейн называет Бориса Николаевича «человеком злопамятным и мстительным».

Впрочем, Михаил Сергеевич не отставал от своего оппонента. Он даже, видимо, для того, чтобы насолить Ельцину демонстративно опоздал на инаугурацию. Депутат Евгений Похитайло писал, что Горбачев и особенно его жена Раиса Максимовна, которая, по мнению многих, активно участвовала в политической карьере супруга, отличались особой мстительностью. Экономист Дмитрий Валовой считал, что именно мстительность толкнула Горбачева показать Ельцину «кузькину мать». Он не только лично обрушился с нападками на Бориса Николаевича, но и поручил организовать ряд выступлений членов пленума, которые вспоминали негативные эпизоды в работе своего шефа.

День рождения Рыжкова

Несмотря на то, что благодаря таким нападкам Михаила Горбачева популярность Бориса Ельцина только возросла, последний долгое время оставался чужаком среди партийной элиты 1980-х годов. Тем более, что тогда Ельцин уже активно критиковал руководство страны. Но после того, как Борис Николаевич был переведен из Свердловска в Москву, ему пришлось общаться со многими неприятными для него людьми. Впрочем, как пишут Е. Клепикова и В. Соловьев в своей книге «Борис Ельцин», на день рождения Председателя Совета Министров СССР Николая Рыжкова, который отмечался на даче 28 сентября 1989 года, Ельцина не приглашали: он пришел сам.

Как бы то ни было, на торжестве Михаил Горбачев и Борис Ельцин схлестнулись. Незадолго до этого СМИ распространяли лживую информацию о Ельцине. В частности на телевидении смонтировали сюжет, в котором будущий президент говорил будто заплетающимся языком. Горбачев и Ельцин находились в разных весовых категориях: первый просто физически не мог дать достойный отпор второму. Именно поэтому Михаил Сергеевич отправил за удалившимся с праздника Ельциным свою охрану. Охранники напали на Бориса Николаевича и выбросили его с моста в реку. Впрочем, эта история имеет множество других версий.

Мнения об инциденте

А вот то, что произошло дальше, указывает на причастность Михаила Горбачева к падению Ельцина с моста. Впрочем, Горбачев, возможно, напротив, стремился доказать, что он здесь ни при чем. 16 октября 1989 года на вечернем заседании сессии Верховного Совета СССР председательствующий Михаил Сергеевич сам предложил внести ясность в вопрос, касавшийся «покушения» на Ельцина и дал слово министру внутренних дел Вадиму Бакатину. По словам Бакатина, как отмечает в своей книге «Покушения и инсценировки: от Ленина до Ельцина» Николай Зенькович, в результате проведенного расследования факт нападения на Ельцина не подтвердился. Да и сама «жертва» покушения якобы сообщила Бакатину в приватной беседе о том, что нападения не было.

По мнению Бориса Ельцина, которое он высказал уже публично, Бакатин сообщил ложные сведения. Так что неудивительно, что в народе быстро распространились слухи о том, что Борис Николаевич был в тот вечер нетрезв и сам упал в воду. Говорили также, что Ельцина окатила из ведра любовница. Даже начальнику службы охраны будущего президента России Александру Коржакову эта история показалась странной. Он увидел Ельцина уже после происшествия. Тот находился милицейском участке в мокрых трусах. Раздели и обогрели Бориса Николаевича милиционеры. Увидев Коржакова, Борис Николаевич простонал: «Саша, посмотри, что со мной сделали». Интересно, что, как писал Коржаков, при падении с моста высотой в 6 метров человек не мог не получить травм, потому что глубина реки в этом месте не превышала одного метра.