Помещица Дарья Салтыкова стала одной из самых жестоких женщин не только в российской, но и в мировой истории. За зверские убийства крепостных крестьян (доставалось преимущественно представительницам прекрасного пола) её называли Салтычихой. По самым скромным подсчётам, кровавая барыня лишила жизни более 100 человек. Это явление до сих пор пытаются объяснить психиатры, тратя много времени на исследование «феномена Салтыковой».
Повод для жести
Издеваться над крепостными крестьянами Дарья начала после того, как стала вдовой. Она рано вышла замуж, но уже в возрасте 26 лет лишилась супруга.
Сначала провинившихся слуг Дарья избивала поленьями, но спустя некоторое время наказания стали более изощрёнными. Салтычиха могла облить крепостных кипятком, поджигала их волосы, оставляла голыми на морозе.
Позже жестокая помещица и вовсе перестала искать повод для издевательств над крестьянами. Но были у неё и определённые пристрастия. С особой жестокостью Салтычиха пытала девушек, которые собирались вот-вот выйти замуж. Свое удовольствие она старалась растянуть подольше, наслаждаясь болями и страданиями жертв.
Вскоре, правда, о её деяниях стало известно Екатерине II. Разбирательство длилось на протяжении трёх лет. За это время удалось доказать причастность Салтыковой к нескольким десяткам смертей. Императрица отправила кровавую барыню на пожизненное заключение в темницу. В заточении помещица провела 33 года, после чего скончалась.
Диагноз убийцы
Большинство современных специалистов сходятся во мнении, что Салтыкова была больна эпилептоидной психопатией. Подтверждается данный диагноз самым ярким симптомом — немотивированными вспышками агрессии. Как правило, такие больные находятся практически постоянно в мрачном настроении, которое с годами лишь усиливается. Следующие признаки эпилептоида — садизм и необоснованная ревность.
По словам русского психиатра Петра Ганнушкина, страдающий эпилептоидной психопатией к тому же не испытывает стыда и угрызений совести за совершëнные издевательства. Примерно так же себя вела Салтычиха и на допросах. В содеянном она не раскаялась, и чувство жалости к убитым у неё так и не проснулось.
А немецкий психиатр Эмиль Крепелин утверждал, что больные к тому же ведут двойную жизнь. Например, Салтычиха проявляла показное приличие: жертвовала значительные средства храмам и монастырям, но при этом продолжала издеваться над беззащитными крепостными.