Перед нападением на СССР в руководстве Третьего рейха никто не сомневался, что план «Барбаросса» будет успешно реализован, и в результате молниеносной войны Советское государство попросту перестанет существовать. Еще 11 июня 1941 года Гитлер подписал секретную директиву No 32, в которой указывались дальнейшие цели вермахта. Планы фюрера были крайне амбициозными: после захвата СССР немецкие войска приблизили бы арийскую расу к мировому господству, ограничив влияние Британской империи.
Молниеносная война
Согласно плану «Барбаросса», германская армия должна была нанести Советскому Союзу сокрушительное поражение в результате блицкрига, то есть, молниеносной военной кампании. Немецкие генералы, ослепленные быстрыми и легкими победами над странами Европы, рассчитывали захватить Москву до осенней распутицы 1941 года.
Как отметил военный историк Валентин Рунов в своей книге «Вермахт "непобедимый и легендарный". Военное искусство Рейха» (Москва, 2011 г.), гитлеровцы собирались развернуть нападение сразу на трех направлениях: «Север», «Центр» и «Юг». Причем, выход на линию «Могилев – Днепр» был запланирован уже через 20 суток после начала боевых действий. Иными словами, каждый день войска вермахта собирались преодолевать по 30-40 км территории СССР.
Нацисты предполагали вступить в решающее сражение с Красной армией в первые же дни войны, они рассчитывали сломить сопротивление противника силой своих танковых дивизий и быстро захватить Москву. А. Гитлер требовал от своих генералов, чтобы они с первого удара уничтожили основную группировку русских войск. Вермахт был обязан максимально быстро продвинуться так далеко на восток, чтобы советские бомбардировщики не могли долетать до территории Германии.
Операция «Барбаросса» должна была завершиться после захвата Москвы и Сталинграда. Нацисты планировали укрепиться на линии «Архангельск – Волга», отгородившись от Азиатской части России надежными оборонительными сооружениями.
Уничтожение СССР
В книге «Вторая мировая. 1939-1945. История великой войны» (Москва, 2010 г.), известный исследователь Николай Шефов написал, что Гитлер планировал создать в России лишь одну линию опорных пунктов, оставив здесь небольшую группировку войск. Нацисты рассчитывали, что после захвата столицы Красная армия прекратит всяческое сопротивление, а сам Советский Союз развалится как колосс на глиняных ногах.
«Большие надежды правители Германии возлагали и на непрочность социального строя СССР. Они считали, что при первых же неудачах на фронте скрытые противоречия сталинской системы неизбежно приведут к междоусобной борьбе, дезорганизации государственного аппарата, вспышке национальной розни и крушению государства», – полагает Н.А. Шефов.
А. Гитлер был уверен, что после успешной реализации плана «Барбаросса» СССР распадется на отдельные, враждующие друг с другом территории. При этом на месте Москвы нацисты собирались создать искусственное озеро, а Европейскую часть России, Украину и Белоруссию планировалось заселить немецкими колонистами, которые станут владеть большими наделами плодородной земли.
Нацисты рассчитывали перестроить жизнь на оккупированной территории по своему вкусу, превратив местное население в людей второго сорта. Причем, заботиться о предоставлении русским какой-либо возможности для пропитания или заработка, вообще, не предполагалось.
«Вокруг города, в радиусе от тридцати до сорока километров, мы создадим пояс привлекательных деревень, связанных между собой прекрасными дорогами. За пределами этих поясов будет находиться другой мир, в котором мы намерены позволить русским жить так, как они хотят. Простая необходимость диктует, чтобы мы управляли ими», – рассуждал Гитлер.
Примечательно, что Азиатская часть России руководство Третьего рейха мало интересовала. Очевидно, немецкие генералы не видели необходимости в покорении народов Сибири и Дальнего Востока. По крайней мере, после реализации плана «Барбаросса» немцы планировали отгородиться от Урала линией опорных пунктов. Не исключено, что в дальнейшем нацисты намеревались предоставить эти территории своим союзникам-японцам.
Британские колонии
Историк-германист Лев Безыменский в своей книге «Провал операции "НЕПТУН"» (Москва, 1980 г.), отметил, что Гитлера особо интересовали британские колонии. При этом представители политической элиты Индии вели свою игру, надеясь освободить страну от английских войск, воспользовавшись мечтой фюрера о мировом господстве.
«В мае 1942 года, принимая индийского деятеля Субхаса Чандру Боса, фюрер прямо сказал, что у Германии нет иной возможности достичь Индии, как "через труп России", т. е. после выполнения плана "Барбаросса"», – написал Л.А. Безыменский.
Иными словами, оставив в России лишь оккупационный контингент, А. Гитлер собирался направить свои войска дальше на юго-восток. Его интересовало не только движение в сторону Индии, но и завоевание Северной Африки, Закавказья, Ирана и Ирака, Афганистана. Нацисты планировали захватить и контролировать все важнейшие судоходные пути, в том числе Суэцкий канал и Гибралтарский пролив.
Таким образом, английская монархия полностью лишилась бы своего влияния. Но для этого Германии было необходимо сперва прорваться к Каспийскому морю и завладеть богатыми нефтяными месторождениями Азербайджана. Именно оттуда нацисты собирались начать свое «наступление на подбрюшье Британской империи».
Директива №32
В книге Алексея Борисова, «Нюрнбергский процесс, сборник документов (Приложения)», содержится секретная директива No 32, подписанная Адольфом Гитлером 11 июня 1941 года, еще до нападения на СССР. Этот документ посвящен подготовке к периоду, который наступит после успешного осуществления плана «Барбаросса».
Первый пункт директивы предполагал экономическое освоение Европейской части России, Украины и Белоруссии. А второй пункт назвался: «Продолжение борьбы против английских позиций на Средиземном море и на Ближнем Востоке путем концентрического наступления, которое планируется пронести из Ливии через Египет, из Болгарии через Турцию, а также, в зависимости от обстановки, из Закавказья через Иран».
Нацисты планировали широкомасштабные действия по захвату огромных территорий, они собирались развивать свое наступление сразу по нескольким стратегически важным направлениям, не только на суше, но и на море. При этом важная роль отводилась их союзникам-итальянцам. Гитлеровцы также собирались воспользоваться национально-освободительным движением арабских народов, стремившихся избавиться от английского влияния.
Третий пункт директивы No 32 предполагал захват Гибралтара, чтобы блокировать британцам и другим стратегическим противникам западный путь в Средиземное море. А принадлежавшие британской короне колонии в Западной Африке нацисты собирались уступить своим союзникам-французам.
Название четвертого (последнего) пункта секретной директивы говорит само за себя: «Наряду с этими возможными операциями против британских позиций на Средиземном море, после завершения похода на Восток в полном масштабе должна быть возобновлена военно-морскими и военно-воздушными силами "осада Англии"».
То есть, если бы гитлеровцам удалось успешно реализовать свой план «Барбаросса», следующей целью нацистов стала бы Великобритания. А затем очередь, очевидно, дошла бы и до ближайшего союзника Англии – США. В Вашингтоне об этом, разумеется, не могли не догадываться.