11 мая 1945 года, на два дня позже официальной даты окончания войны, завершилась Пражская стратегическая наступательная операция, в ходе которой была разгромлена германская группа армий «Центр», часть сил группы армий «Юг», освобождена Чехословакия и ее столица Прага.
Опередить союзников
В конце войны премьер Великобритании Уинстон Черчилль и командующий британскими экспедиционными силами в Европе Бернард Монтгомери лелеяли надежды захватить Берлин, Вену и Прагу раньше советских войск. Они имели на это все основания: на Западном фронте немцы фактически перестали оказывать сопротивление и сосредоточили оставшиеся резервы для отражения стремительно приближавшейся с востока Красной Армии.
Советским войскам противостояли довольно внушительные силы группы армий «Центр», отдельных частей группы армий «Австрия» (бывшая группа армий «Юг»): 62 дивизии, в том числе 16 танковых и моторизованных, куда входило свыше 900 тысяч человек, 10 тысяч орудий и минометов, более 2200 танков и штурмовых орудий, около 1000 самолетов. С точки зрения логики это было бессмысленное сопротивление, но немцы упорно продолжали вести боевые действия против советских войск, которые к тому моменту уже значительно превосходили их в силе и численности.
Гросс-адмирал Карл Дёниц, возглавивший правительство Германии после самоубийства Гитлера, рассматривал сопротивление силам Красной Армии в Чехословакии и Австрии как возможность выиграть время и успеть отойти на запад для капитуляции перед англо-американскими войсками. По мысли Дёница, сдача западным союзникам позволила бы Германии рассчитывать хоть на какие-то поблажки. Поэтому командующие группами армий «Центр» и «Австрия» Фердинанд Шёрнер и Лотар Рендулич соответственно готовились превратить Прагу во второй Берлин.
В свою очередь РККА лишь усилила натиск на последний оплот рейха на берегах Влтавы. Некоторые западные источники утверждают, что русские спешили вступить Прагу так как опасались прихода туда американцев. Однако это мало соответствует действительности. Дело в том, что ялтинские договоренности предполагали, что столицу Чехословакии должны были брать именно советские войска. И вряд ли командующий союзными войсками Дуайт Эйзенхауэр собирался портить свои отношения с русскими.
На Прагу
Генерал Сергей Штеменко вспоминал, как вскоре после встречи советских солдат с американцами на Эльбе, которая произошла 25 апреля 1945 года, Сталин связался с командующим 1-м Украинским фронтом маршалом Иваном Коневым и, что называется, с места в карьер задал вопрос: «Кто будет брать Прагу?». По словам Штеменко, ответ для Конева был очевиден: обстановка располагала к тому, что удобнее всего взятие чехословацкой столицы можно было осуществить силами 1-го Украинского фронта. Сталин отдал распоряжение Коневу выработать план Пражской операции и в ближайшее время довести его до сведения Генштаба.
1 мая Конев получил приказ передать рубеж на реке Эльба командованию 1-го Белорусского фронта и выдвинуться в сторону чехословацкой столицы для ликвидации последнего, наряду с Берлином, крупного оплота обороны нацистских войск. Поддержку Коневу должны были оказывать 2-й и 4-й Украинский фронты, а также 2-я, 5-я и 8-я воздушные армии.
Окончательно план Пражской наступательной операции сформировался к 4 мая. В этот день рано утром появилась оперативная директива, которая предписывала частям 1-го Украинского фронта совершить марш-бросок к Праге по обеим берегам Эльбы с целью разгрома дрезденско-герлицкой группировки противника и овладения городом на шестой день операции.
Для успешного осуществления задуманного Генштаб предусматривал нанесение нескольких мощных ударов силами трех Украинских фронтов в составе более 1 миллиона солдат, свыше 23 тысяч орудий и минометов, около 1800 танков и САУ, порядка 4 тысяч тяжелых бомбардировщиков и истребителей. Основная цель – окружить врага, расчленить его главные силы и окончательно сломить сопротивление.
В ожидании конца
Уже после войны маршал Конев отмечал, что операция по освобождению Праги отнюдь не носила символический характер, как говорили некоторые западные историки, Красную Армию ждало тяжелое сражение с внушительной группировкой противника, которая всеми силами старалась удержать плацдарм и продлить существование одного из последних оплотов Третьего рейха.
1 мая в Чехии началось восстание сил народного ополчения, которое к 5 мая охватило Прагу. Историки полагают, что в чехах проснулось запоздалое желание поквитаться с нацистами за многие годы унижений. Восставшим даже удалось разоружить малую часть германского гарнизона. Но на большее их не хватило. 6 мая пражане по радио обратились за помощью к советскому командованию. В это время Войска 1-го, 2-го и 4-го Украинских фронтов были в какой-то сотне километров от столицы Чехословакии.
К этому времени Пражское восстание почти выдохлось. У руководителей отсутствовал четкий план действий, держалось восстание большей частью на порыве масс. Вермахт беспощадно подавлял восстание в каждой части города пока в конце концов не зажал ополченцев в центре Праги. Часть восставших не выдержала напора, и, запаниковав, бежала. Оставшихся мог бы спасти приказ начальника штаба Верховного командования вермахта Вильгельма Кейтеля о капитуляции, который он отдал во второй половине 7 мая Шёрнеру. Но тот не просто проигнорировал приказ, но и распорядился укрепить оборону перед приходом в город русских.
8 мая части 4-го Украинского фронта захватили город Оломоуц. К вечеру этого же дня 5-я гвардейская армия захватила Дрезден. Началось наступление на Прагу. Вскоре к ним присоединились части 1-го и 2-го Украинских фронтов. Нашим войскам очень быстро удалось ликвидировать штаб Шёрнера, лишив группу армий «Центр» координации. Немецкий генерал бежал в лес и вдвоем с адъютантом добрался до Тироля, где впоследствии его арестовали американцы. После этого дни германского гарнизона в Праге были сочтены.
Советское командование еще раз предложило вермахту сдать Прагу, но ответа не последовало. Немцы до последнего тянули время, надеясь, что подоспеют американцы, на которых они возлагали большие надежды. Кроме того, командование гарнизона в тайне надеялось, что между союзниками по антигитлеровской коалиции вследствие принципиальных различий идеологического характера неизбежно вспыхнет вооруженный конфликт, и тогда они смогут не только выторговать почетные условия капитуляции перед англо-американцами, но и предложить им свои услуги в борьбе с русскими.
Причем здесь власовцы
В ночь на 9 мая первые советские части вошли в Прагу. Пути отступления в южном и северном направлениях для немецкого гарнизона были отрезаны, вследствие чего подавляющая часть солдат вермахта попала в западню. Вне зоны окружения оказались лишь несколько дивизий, которые через два дня безуспешных попыток прорвать кольцо капитулировали, хотя перестрелка в окрестностях Праги продолжалась еще сутки. Это произошло как раз в тот момент, когда к городу подошли американские войска. Однако никакого желания озаботиться судьбами немецких военных у наших союзников не было. Как не было между нами и никакого конфликта в вопросах освобождения Праги.
Существуют исследования, которые касаются участия власовцев в освобождении Праги. Пишут, например, что в Пражском восстании «активно и энергично» участвовала Первая дивизия войск Комитета освобождения народов России (КОНР) генерал-майора Сергея Буняченко. Почему Власов решил помочь пражанам неизвестно. Возможно, он хотел таким образом завоевать уважение союзников и рассчитывать на их помощь после окончания войны.
Впрочем, большинство российских историков хоть и признают присутствие в Праге в начале мая 1945 года частей РОА, но отмечают, что они сумели занять лишь несколько плохо защищенных немцами кварталов. Существенной помощи Пражскому восстанию солдаты Буняченко не оказали. Основную роль в освобождении Праги сыграли все же советские войска.
Если судить по сохранившимся документам, бойцам трех Украинских фронтов также противостояли лишь разрозненные группы вермахта. Вот, например, отрывок из боевого донесения No 0426 от 9 мая 3-й гвардейской танковой армии: «Противник разрозненными группами, не оказывая сопротивления, сдается наступающим частям армии, отдельные группы рассеиваются по лесам». Следует отметить, что к исходу 9 мая советские войска уже полностью овладели столицей Чехословакии.
Последующие два дня продолжались лишь отдельные боестолкновения, поэтому формально Пражская операции закончилась не 9-го, а 11 мая.