Дмитрий Жеребин: самые удивительные подвиги генерала, который первым вошел в Берлин

Красный флаг у немецких Бранденбургских ворот 2 мая 1945 года водружал 32-й стрелковый корпус под командованием генерала Дмитрия Сергеевича Жеребина. Кем был человек, первым вошедший в поверженный Берлин?

Инженер и советник

Крестьянский сын Дмитрий Жеребин был призван в ряды Красной Армии как раз по  окончании трудовой школы. Как он позднее вспоминал, науку побеждать ему пришлось изучать 10 лет: сначала 4 года в Московском военно-инженерном училище, а затем еще 6 лет в Куйбышевской военно-инженерной академии. Жеребин служил в Краснознаменном железнодорожном полку, возглавлял штаб саперного батальона 123-й Московской Пролетарской дивизии, пока в 1936 году не была создана армия добровольцев для защиты испанского народа от германо-итальянской интервенции.

Данилов С. Ю. в книге «Гражданская война в Испании» упоминает, как Жеребин проявил свои инженерные способности, помогая в вопросах фортификационного оборудования, а также личную отвагу в боях с фашистами в Гренаде, Астурии и особенно во время тяжелой операции в Теруэле. За образцовую службу в Испании он получил свои первые награды: орден Красного Знамени и медаль «За отвагу».

Из штаба в бой

Следующая награда вместе со званием полковника ждала Дмитрия Жеребина после легендарного боя на озере Хасан в 1938 году. После вторжения японского отряда на советскую территорию и захвата Заозерной сопки на борьбу с агрессорами была направлена ударная группа комкора Г.М.Штерна, а Жеребин руководил инженерной службой. Менее чем за 3 месяца красноармейцы полностью очистили территорию от захватчиков. Дмитрий Жеребин за мужество и образцовое выполнение боевого задания был удостоен ордена Красного Знамени.

Во время Второй мировой войны Жеребин с 96-й стрелковой дивизией должен был форсировать Дон для освобождения города Серафимович, чтобы занять и удерживать высоты. Бойцам пришлось вступить в жестокий бой, так как немцы отчаянно держались за свои позиции на правом берегу реки. Сражение продолжалось 3 дня, после чего город был освобожден, и 96-я дивизия, понесшая большие потери, успешно удерживала плацдарм до контрнаступления в Сталинградской битве. Именно отсюда началась операция по уничтожению армии Паулюса, а Жеребин, согласно энциклопедии коллектива авторов под названием «Великая Отечественная война: Комкоры», получил орден Суворова 2-й степени.

Герою предложили штабную работу, но он очень быстро заскучал и снова попросился на фронт. Назначенный командиром 58-й стрелковой дивизии Дмитрий Сергеевич, уже имевший звание генерал-майора, отличился в противостоянии у Миллерово. Стремясь остановить вырывающихся из сталинградского котла нацистов, красноармейцы впервые стреляли из «катюш» прямой наводкой. Поле боя было усеяно вражескими телами и боевой техникой.

Практически подвиг был совершен в Лозовой, которую велено было удерживать как Сталинград, — пишет В.И. Панфилов в книге «Наш генерал». За четверо суток беспрерывных атак дивизия Жеребина израсходовала все боеприпасы, а штаб армии был уверен в ее гибели. Однако командир совершил чудо и вывел своих людей из окружения.

Победоносное шествие

С наспех сформированным 32-м стрелковым корпусом талантливый полководец сумел освободить от врагов Донбасс и Одессу, форсировать Днестр и, преодолевая по 50 километров в день, ворвался в Кишинев. Даже ранение в голову не остановило Жеребина, который сразу после операции продолжил победный марш, ломая оборону противника, очищая Молдавию и Румынию, открывая путь на Балканы.

В результате тщательно подготовленной Варшавско-Познанской операции Жеребин менее чем за 3 недели прорвался от Вислы до Одера, сотнями уничтожая немецкую технику и тысячами – вражеских бойцов. Финальным аккордом стремительного натиска корпуса Жеребина стала картина развевающегося красного флага в сердце нацистской Германии.

Только за период Второй мировой войны Дмитрий Сергеевич Жеребин 24 раза персонально упоминался в приказах Сталина, а память о нем увековечена в памятнике в городе Переславле-Залесском.