Дети, которые пошли в первый класс 1 сентября 1945 года, были непохожи на нынешних первоклашек. За спиной у большинства из них был такой страшный опыт, какого нет и у сегодняшних взрослых. Но даже среди этих, рано повзрослевших детей, выделялась Вера Иванова, впервые переступившая порог школы в Торопце Калининской (теперь Тверской) области. На ее школьном фартуке поблескивала медаль «За боевые заслуги».
Верочка в годы войны была дочерью полка и дошла от родного Торопца до самого Кенигсберга, а затем и до Польши, где встретила Победу.
Почему выражение «дочь полка» вошло в оборот раньше, чем «сын полка»
Участие несовершеннолетних в боевых действиях – довольно старое явление. В регулярных европейских армиях с XVIII столетия в полках состояли барабанщики и флейтисты, как правило, это были мальчишки в возрасте до 16 лет, на флоте с того же времени известны юнги и гардемарины. Эти дети получали все необходимое для жизни в полку, который становился для них, по сути, семьей. Однако, выражение «дочь полка», как ни странно, получило бытование раньше, чем «сын полка».
Видимо, дело в том, что в 1840 году с успехом состоялась премьера оперы Доницетти «Дочь полка», а в 1887 году был опубликован рассказ Киплинга с тем же названием. Оба произведения повествовали об осиротевших девочках, оказавшихся на попечении солдат.
В СССР давняя традиция усыновлять детей воинскими частями получила свое продолжение. В период борьбы с беспризорностью подразделения Военизированной охраны путей сообщения активно выявляли сирот, путешествующих по стране в товарных вагонах. По большей части их определяли в детские дома, однако, были и такие, кто оставался при подразделении, в специальном вагоне – «детприемнике», получал обмундирование, ставился на довольствие и вырастал под опекой стрелков Военизированной охраны.
В период Великой Отечественной войны дети, взятые под опеку бойцами РККА, назывались «воспитанниками». Название «сын полка» закрепилось за ними лишь после выхода известного романа В. Катаева.
Подвиг Веры Ивановой
Такой воспитанницей стала и Вера Иванова. Ее мама Аксинья Васильевна Иванова, получив «похоронку» на мужа, пришла в военкомат, чтобы проситься на фронт. За руку она вела пятилетнюю дочку.
Аксинья Васильевна стала поваром в 272-м полку 70-й стрелковой дивизии, а дочка, как могла, помогала маме на кухне, стирала бинты в медсанбате, ухаживала за ранеными бойцами, и очень скоро сделалась всеобщей любимицей.
В 1944 году, уже в Восточной Пруссии, Аксинью Васильевну убило осколком снаряда. Девочка осталась без мамы, но не осиротела, ее удочерил полк. Ее поставили на довольствие, и каждый боец в полку считал Верочку своей дочерью. Вера окончательно обосновалась в медсанбате, и, работая там бок о бок со взрослыми, многому научилась.
Когда шли тяжелые бои за Кенигсберг, в штаб полка, где находилась Вера, попал снаряд. Девочка, к счастью, уцелела. Придя в себя после взрыва и грохота, она услышала стоны. Оказалось, что ранило двух офицеров.
Верочка отыскала индивидуальный пакет, в темноте, озаряемой лишь вспышками разрывов, она перевязала одного из них. Чтобы сделать перевязку второму, Вере пришлось порвать свое платье. Оказав первую помощь раненым, отважная девочка сумела добраться до ручья и принесла им воды. После этого Вера в сумятице боя нашла санитаров и показала им, где находятся раненые офицеры.
За этот бой командир дивизии полковник С.А. Красновский и командир полка подполковник А.Т. Яценко вынесли девочке благодарность за службу Родине, и представили ее к медали «За боевые заслуги».
Кроме того, позднее Вера была награждена еще двумя медалями: «За взятие Кенигсберга» и «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
После окончания войны дочь полка вернулась в родной город, к бабушке и тете, окончила школу, выучилась на фельдшера.
Сколько всего в годы Великой Отечественной войны было детей полков
Вера Иванова была, разумеется, не единственным ребенком, ставшим в годы войны воспитанником полка. Дети оказывались в этом положении разными путями. Иногда, как Вера, они приходили на фронт вместе с родителями, иногда бойцы подбирали сирот в развалинах городов, в оставленных врагом деревнях, иногда шустрые мальчишки сами прибывали на фронт, убежав из дома. Множество детей прошло войну в партизанских отрядах.
Всего за годы Великой Отечественной войны зарегистрировано 3500 бойцов, не достигших 16 лет, и находившихся в статусе воспитанников полков. Однако, это число нельзя считать совершенно достоверным. Прежде всего, потому что в него не вошли юные партизаны, которых было немало. Кроме того, многие командиры частей не афишировали наличие таких несовершеннолетних бойцов, и статуса воспитанника полка последние так и не получили. Председатель Межрегионального Союза юных участников Отечественной войны 1941-1945 годов А.И. Подобед считает, что на фронте побывало не менее 60 тысяч детей в возрасте до 17 лет.
Самым маленьким фронтовиком был шестилетний Сергей Алешков, воспитанник 142-го гвардейского стрелкового полка 47-й гвардейской стрелковой дивизии. Его подобрали в Орловской области, он дошел до Сталинграда, там спас командира, вовремя позвав на помощь и приняв участие в откапывании блиндажа. Сережа был ранен, награжден медалью «За боевые заслуги». В тексте награждения сказано, что он «своей жизнерадостностью вселял бодрость и уверенность в Победе».
Самым юным летчиком был Аркадий Каманин, который начал летать в 14 лет, самой юной пулеметчицей – 14-летняя Маша Щербак.