08/01/20

«Долина смерти» под Новгородом: как погибла армия генерала Власова

В конце 1941 года недалеко от Мясного бора советским войскам удалось прорвать немецкое кольцо, сжимавшееся вокруг Ленинграда. Однако для 2-й ударной армии узкая брешь оказалась смертельной ловушкой.

Предрешенный исход

8 сентября 1941 года после занятия германскими войсками Шлиссельбурга установилась сухопутная блокада Ленинграда. Прорвать железные тиски вермахта было практически невозможно, так как почти на всех участках Ленинградского фронта противник имел полуторакратное превосходство в авиации, бронетехнике и живой силе. Более того, со стороны Финского залива враг продолжал теснить силы защитников, и только ценой колоссальных потерь (около 116 тысяч человек убитых и раненых) удалось остановить его продвижение к Северной столице.
С октября 1941-го Ставка предпринимала неоднократные попытки деблокировать подступы к Ленинграду, но все прорывы были отбиты дивизиями группы армий «Север». Оставался лишь один путь снабжения блокадного города – по замерзшему Ладожскому озеру, но этого было недостаточно для обеспечения ленинградцев необходимым минимумом товаров. Нужно было найти брешь в немецком кольце.
Такое место было обнаружено недалеко от деревни Мясной бор Новгородской области. Окрестности деревни на многие километры занятые болотами не позволяли немцам организовать плотную оборонительную линию – туда-то и была направлена 2-я ударная армия. Задача предстояла тяжелая. Как писал маршал Кирилл Марецков, глубокие обходы по снежной целине сильно изнуряли людей и снижали темпы наступления. Положение солдат усугублял сильный мороз. Температура в ночные часы опускалась до – 34°.

В конечном итоге, к концу января 1942 года 2–й ударной армии с кровопролитными боями удалось преодолеть шоссе и железную дорогу и прорваться к Мясному бору. В некоторых частях потери составляли до 60% личного состава. А, к примеру, в 1–й батарее 461–го зенитного дивизиона из 120 человек в живых осталось только 18.
Глубина прорванной 2-й армией бреши доходила до 30 километров, а ширина порой не превышала и 300 метров, что создавало угрозу окружения. В феврале серьезно ухудшилось снабжение советской группировки. Люфтваффе не давали возможности транспортным самолетам доставить для 2-й армии такие необходимые грузы, сбивая их еще на подлете.
К середине марта противник стянул в район Мясного бора шесть свежих дивизий, которые все сильнее сжимали плотным кольцом части 2-й ударной армии. Во второй половине апреля Сталин принял решение направить на спасение фактически окруженной группировки генерал-лейтенанта Андрея Власова, отличившегося в боях под Москвой. Однако Власову удалось пробить лишь 700-метровый коридор, после чего его части были встречены шквальным огнем противника. К этому времени район Мясного бора уже превратился в настоящее пекло.
Снабжение 2-й армии прекратилось вовсе. Рацион в лучшем случае представлял собой 1 сухарь на солдата в сутки. Ели погибших лошадей, что вызывало среди бойцов массовые желудочные расстройства. Но вскоре не осталось и лошадей – начался массовый голод. Стали фиксироваться даже случаи каннибализма. А в конце мая пришла еще одна напасть – на обессиленных солдат накинулись полчища болотных комаров.

К этому времени кончилось горючее, вывоз раненых оказался невозможным. Дисциплина среди личного состава вконец разладилась, и штаб армии отдает приказ всеми имеющимися силами идти на прорыв. Однако везло немногим. По воспоминаниям очевидцев, все вокруг Мясного бора было завалено трупами в несколько слоев: танки вязли в месиве человеческих тел, и экипажам приходилось прочищать гусеницы заранее заготовленными железными крючьями.
Окончательно коридор, прорванный 2-й ударной армией, был ликвидирован силами вермахта и испанской «Голубой дивизии» 25 июня 1942 года. По разным оценкам, из окружения удалось вырваться 13–16 тысячам бойцам, в плен попали около 30 тысяч солдат и офицеров, безвозвратные потери составили свыше 50 тыс. человек.

«Долина смерти»

Местечко Мясной бор получило свое название из-за существования здесь в XIX столетии скотной базы, откуда живой товар перегонялся в Петербург. Однако теперь это словосочетание носит зловещий оттенок. Бытует легенда, что до войны в селении проживал душевнобольной, который неоднократно повторял, что это название еще себя оправдает.
Уже гораздо позже местность возле Мясного бора стали именовать «Долиной смерти». Название дали археологи, которые ежегодно находили здесь тысячи неупокоенных останков погибших, как советских солдат, так испанцев и немцев. Окрестности Мясного бора могут справедливо считаться самым большим погостом в мире – такой высокой концентрации останков больше нигде нет.
Число погибших под Мясным бором солдат не установлено до сих пор. На данный момент на воинском кладбище в Мясном бору преданы земле более 20 тысяч красноармейцев, но очевидно, что могилы пополняться еще не одним десятком тысяч человек.

Специалисты, ведущие в этом районе раскопки, отмечают, что нередко здесь можно найти практически неразложившиеся останки в полном обмундировании и с исправным оружием, чему способствуют торфяные болота.
«Долин смерти» – забытое богом место. Даже сегодня найти эту местность непросто. Здесь не бывает случайных людей. Ведут сюда только остатки узкоколейной железной дороги, которая активно использовалась во время войны. Вокруг нее сплошные болота, которые делают передвижения человека практически невозможными. Члены поисковой бригады «Долина», занимающиеся здесь поиском и перезахоронением останков, говорят, что «гиблые болота, напичканные трупами, создают в этих местах непростую обстановку».
Практически все побывавшие в Мясном бору обращают внимание на гнетущую тишину: здесь не поют и не селятся птицы. Наверно отголоски страшных боев, развернувшиеся в этих местах, дают о себе знать. Поисковики надеются, что, когда все останки будут захоронены, птицы сюда вернуться.