На подлете к аэропорту Шереметьево в ясную погоду, где-то между Софрино и Пушкино, можно разглядеть внушительных размеров постройку квадратной формы, напоминающую усеченную пирамиду. Это – радиолокационная станция Дон-2Н, уникальное в своем роде сооружение.
Технологичная пирамида
Согласно договору об ограничении систем ПРО, заключенному между СССР и США в 1972 году, страны имели право лишь на защиту своих столиц, а также мест базирования пусковых установок межконтинентальных баллистических ракет. Радиус действия противоракетного комплекса не должен был превышать 150 км. СССР приступил к разработке своей системы ПРО, получившей известность как А-135 («Амур»), уже в 1971 году. Генеральным конструктором проекта был Анатолий Басистов.
Одним из основных элементов комплекса А-135 стала радиолокационная станция Дон-2Н, призванная контролировать воздушное пространство над Москвой и Центральным промышленным районом страны. Опыта разработки технологий такого уровня в СССР не было, это потребовало от конструкторов и инженеров решения сложнейших задач научного, технического и организационного порядка. В начале 1980-х году началась установка станции, в конце 1980-х она была принята на вооружение и лишь в 1996-м заступила на боевое дежурство.
На строительство РЛС Дон-2Н было израсходовано 32 000 тонн металла, 50 000 тонн бетона, 20 000 километров кабеля, сотни километров трубопроводов. Станция была построена в форме четырехгранной усеченной пирамиды с длиной сторон 140 метров и высотой 33 метра. Фазированные антенные решетки, размещенные на каждой стороне пирамиды, имеют диаметр 18 метров.
Самое непосредственное участие в разработке РЛС Дон-2Н принимал ученый-радиотехник Дмитрий Зимин, в то время заместитель главного конструктора. Позднее он стал известен как основатель торговой марки оператора сотовой связи «Билайн». По словам Зимина, каждая фазированная решетка станции содержит 60 000 излучателей, ее задача – заставить вращаться луч при неподвижной антенне.
Благодаря своему преимуществу – возможности одновременно генерировать несколько лучей – РЛС способная отслеживать до 30 целей. Разработчики уверяют, что радар Дон-2Н может обнаружить объект размером с мячик для настольного тенниса летящий со скоростью свыше тысячи километров в час на расстоянии до 800 км, что делает его устройством, не имеющим аналогов в мире. Американские РЛС сегодня способны увидеть объект диаметром не меньше 10 см.
В действительности цели, которые должен фиксировать Дон-2Н, будут значительно крупнее теннисного мяча, что не уменьшает сложности задачи. Радару нужно будет не просто сопроводить боеголовки, но и выявить фальшивые цели, обойти помехи и задать координаты для пуска противоракеты. Эти сложные алгоритмы обрабатывает суперкомпьютер «Эльбрус», который в здании занимает почти целый этаж. РЛС Дон-2Н мониторит не только воздушное пространство над российской столицей, но и охраняет от непрошенных гостей небо таких стран как Белоруссия, Казахстан, Армения, Азербайджан, а также большинства государств Средней Азии из числа бывших союзных республик. По прогнозам создателей, станция должна проработать еще несколько десятков лет.
Ядерный щит
Система обнаружения баллистических ракет РЛС Дон-2Н имеет рабочий волновой диапазон – 7,5 см с углом обзора по азимуту 360. Максимальная дальность, на которой радар сможет засечь межконтинентальную баллистическую ракету – 3700 километров, предельная высота обнаружения цели – 40 000 километров.
Локатор и суперкомпьютер интегрированы с ракетными комплексами системы ПРО, которые призваны уничтожать попадающие в зону ответственности РЛС боеголовки. Согласно данным из открытых источников, под Москвой расположено семь шахтных пусковых установок: противоракеты ближнего перехвата развернуты в Сходне, Лыткарино, Внуково, Королеве и Софрино; дальнего перехвата – в Наро-Фоминске и Сергиевом Посаде.
Противоракеты ближнего действия 53Т6 «Амур» (всего 64 пусковые установки) способны поражать цели на высоте до 30 км и на расстоянии до 100 км; противоракеты дальнего действия 51Т6 «Азов» (всего 18 пусковых установок) могут уничтожать объекты на высоте до 120 км и на расстоянии до 350 км. Еще недавно эти двухступенчатые твердотопливные ракеты, способные поражать целое скопление истинных и ложных целей, имели термоядерные боеголовки мощностью в 1 Мт.
Американский физик Ральф Лэпп произвел расчеты, которые показали, что если такая противоракета собьет боеголовку, не имеющую спецзащиты от мягких рентгеновских лучей, на высоте около 2-х километров, то образовавшаяся от взрыва огненная сфера в диаметре превысит 2 км 200 м. В случае взрыва в небе над Москвой его результатом будет гибель не менее 10% населения российской столицы, при этом мощный электромагнитный импульс выведет из строя всю энергосистему города, а радиоактивными элементами будет заражена большая часть мегаполиса. Правда следует отметить, что сегодня противоракеты с термоядерной начинкой боевое дежурство под Москвой не несут.
РЛС Дон-2Н в мирное время функционирует в режиме ограниченной излучаемой мощности. При возникновении угрозы станция автоматически переводится в боевой режим. Автономную работу всех ее структур обеспечивают независимые системы энерго- и водоснабжения, персонал станции также снабжен запасами продовольствия.
Взгляд вперед
Многочисленные учения на казахстанском полигоне Сары-Шаган подтверждают, что противоракеты, несущие боевое дежурство на подмосковном комплексе ПРО А-135, способны поражать боеголовки противника, летящие со скоростью около 6 км/с, они успешно работают как на верхнем, так и на нижнем эшелонах перехвата. РЛС Дон-2Н легко отстраивается от помех, различает маскирующиеся цели, анализирует состав сложных целей. В автоматическом режиме станция, взаимодействия с компьютером, способна отслеживать около сотни элементов сложных баллистических целей и одновременно направлять на них до 30 противоракет.
Однако Дмитрий Зимин признает, что у каждой РЛС существует конечная пропускная способность, а значит и у «Дона» есть ограничения. По словам специалиста, потенциальный враг наряду с межконтинентальными баллистическими ракетами может запустить несколько десятков и даже сотен объектов-пустышек, сходных с ними по массе и покрытию, при этом активно генерируя помехи.
В подобных условиях РЛС будет крайне сложно распознать где истинная, а где ложная цель. «Защита территорий от массированного налета – задача почти нерешаемая, – говорит Зимин. – Достаточно одной лишней цели – и Москвы не будет». По словам создателя «Дона», американцы это прекрасно понимают, а поэтому свою ПРО они выстраивали не для защиты городов, а для прикрытия пусковых установок.
Впрочем, расчет радиолокационной станции Дон-2Н регулярно проводит учения по обнаружению и отражению массированного ракетно-ядерного удара со стороны условного противника. Последние такие учения, согласно данным телеканала «Звезда», прошли в 2018 году. По легенде учений, атака баллистическими ракетами была произведена со всех основных направлений. РЛС Дон-2Н успешно обнаружил все реальные цели, отсеяв ложные, и взял их на сопровождение. Пуски противоракет планами учения не предусматривались.
Начальник отделения боевых алгоритмов и программ, полковник Ильдар Тагиев, сообщил СМИ, что в настоящий момент система ПРО А-135 проходит глубокую модернизацию, направленную на улучшение ее характеристик и повышение эффективности. Детали при этом не разглашаются. Особенность текущей модернизации состоит в том, что действующие компоненты системы постепенно сменяются на новые, не теряя своей работоспособности.