Дора Ратьен входила в список самых любимых спортсменок Адольфа Гитлера: в 1938 году она установила мировой рекорд по прыжкам в высоту. Однако в том же году благодаря бдительному проводнику поезда выяснилось, что Ратьен вовсе не женщина, а мужчина.
Чемпионка неопределенного пола
Дора Ратьен появилась на свет в 1918 году в Бремене в бедной семье. Как пишет Агнес Грюнвальд-Спир в своей книге «Опыт женщин, полученный в ходе холокоста: своими словами» (Agnes Grunwald-Spier «Women's Experiences in the Holocaust: In Their Own Words»), при рождении ребенка его половую принадлежность врачам точно установить не удалось, но они посоветовали новоиспеченным родителям воспитывать его как девочку. Вот только когда Дора немного подросла, она стала понимать, что на самом деле является мальчиком, а потому искренне не понимала, почему отец и мать наряжают ее в платья. Однако вступать в споры было бесполезно, и на какое-то время Ратьен смирилась со своей судьбой.
Окончив школу, Дора устроилась на фабрику и параллельно начала заниматься спортом. Физические данные девушки позволили ей довольно быстро добиться успехов в легкой атлетике. Как указано в книге «Антропология спорта: тела, границы, биополитика» (Niko Besnier, Susan Brownell, Thomas F. Carter, «The Anthropology of Sport: Bodies, Borders, Biopolitics»), в 1936 году на Олимпийских играх, проходивших в нацистской Германии, Дора Ратьен стала четвертой по прыжкам в высоту среди женщин. Неудивительно, что тогда же Ратьен начала пользоваться благосклонностью самого Адольфа Гитлера. Фюрер нередко ставил Дору в пример, как доказательство того, что женщины арийской расы развиты гораздо лучше, чем все остальные.
Подозрения коллег и бдительный проводник
Между тем, если верить Александру Соловьеву, автору «Страстей по спорту», подобные характеристики главы страны вызывали у соперниц Доры Ратьен только раздражение. Дело в том что в спортивном сообществе давно подозревали, что с Ратьен что-то не так. Дора обладала слишком низким голосом и даже демонстративно отказывалась принимать душ вместе с другими спортсменками. Примечательно, что Дороти Тайлер, британская легкоатлетка, уже тогда открыто заявляла, что Ратьен – мужчина. По словам Тайлер, ей удалось выяснить, что при рождении Дора носила имя Херман. Неизвестно, где англичанке посчастливилось добыть подобные сведения, но вскоре оказалось, что ее заявления были недалеки от истины.
В 1938 году Дора Ратьен участвовала в чемпионате в Вене, где заняла первое место и установила новый мировой рекорд. Однако, когда Ратьен отправилась домой, произошло непредвиденное. Как утверждает Дэвид Арскотт, автор книги «Олимпиада, очень своеобразная история» (David Arscott, «The Olympics, A Very Peculiar History»), проводника поезда смутил вид «мужчины, одетого в женское платье», поэтому на ближайшей станции он обратился в полицию. Дору высадили из поезда, и проверили ее документы. Ратьен так и отпустили бы восвояси, если бы она сама не разоткровенничалась. К тому моменту чемпионке порядком надоела «женская» жизнь, ведь она всегда чувствовала себя мужчиной.
Жизнь после откровенного признания
Несмотря на откровенный рассказ, некоторые эпизоды в истории Доры Ратьен до сих пор вызывают больше вопросов, чем ответов. Врач, осмотревший спортсменку после ее признания, подтвердил, что половые органы Ратьен действительно являются мужскими, однако находятся в недоразвитом состоянии. И вполне понятно, почему при рождении будущую спортсменку решили отнести к женскому полу. Вот только сама Дора, если верить книге «Хороший спорт: почему наши игры важны — и как допинг подрывает их» (Thomas H. Murray, «Good Sport: Why Our Games Matter — and how Doping Undermines Them»), уверяла, что выдавать себя за женщину ее уговорили руководители нацистского молодежного движения: мол, так нужно для Рейха.
Разбирательство по делу Доры Ратьен продолжалось до марта 1939 года. В конце концов прокурор заявил, что со стороны Ратьен мошенничества не было, так как спортсменка не преследовала никаких корыстных целей. Доре даже вернули золотую медаль. Однако оставаться женщиной Ратьен не захотела. Спустя несколько дней после резолюции прокурора и внесении записи в соответствующие документы о настоящей половой принадлежности она обратилась в полицию Бремена с просьбой о смене имени на Генрих. До конца своих дней Генрих заправлял баром своих родителей и отказывался давать интервью. Он умер в 2008 году в возрасте 90 лет.