Исследователи уверены, что существует разновидность измененного сознания – «полусна» с открытыми глазами, при котором водитель может некоторое время вести автомобиль. Впоследствии человек не способен вспомнить свои действия и места, которые проезжал. Подобное состояние за рубежом называют «вождением в режиме без внимания». Но почему у людей возникает такой дорожный гипноз?
Мелькание дорожной разметки
О том, что у людей во время управления автомобилями может возникать гипнотический транс, впервые было замечено в Германии. В этой стране еще с 1920-х годов проводились исследования пригодности шоферов для военных действий. Водители, оказавшиеся способными вести машину в практически спящем состоянии, но с открытыми глазами, особенно заинтересовали немецких исследователей. Но уже тогда они обратили внимание, что такая возможность часто приводит к авариям. А вот почему возникает подобный гипнотический феномен, европейские специалисты стали выяснять только после 1950 года. Исследования, проведенные для Ассоциации французских автомобильных компаний – «French Motorway Companies», опубликованные в 1964 году, сообщали, что «вождению в режиме без внимания» способствуют усталость водителя, монотонный шум мотора, покачивание машины и мелькание перед глазами белых штрихов разделительной полосы. Последнее французские дорожники посчитали особенно опасной причиной, снижающей бдительность шоферов и после 1965 года на дорожное полотно всех Авторутов Франции (сети национальных платных трасс) стали наносить люминесцентную - светящуюся разметку. Согласно статистике ASFA, аварии, по классификации A05 – «потеря контроля над автомобилем», на таких трассах с той поры имеют самый низкий процент из всех возможных.
Вождение в одиночестве
По заказу одного из самых знаменитых производственных автогигантов, долгое время располагавшегося в Детройте, феномен «вождения в режиме без внимания» изучали специалисты Американского Фонда безопасности дорожного движения. Они проанализировали последствия вождения автомобиля у 3593 американцев, которые признались, что сталкивались с подобным дорожным гипнозом. Свои действия такие водители назвали автоматизмом, возникшим как если бы они впали в транс. Среди причин феномена опрошенные добровольцы в первую очередь назвали необходимость вести машину в одиночестве. Также к дорожному гипнозу приводят усталость водителя, едущего рядом со спящими пассажирами, движение по хорошо знакомому участку трассы и ровное состояние дорожного полотна. При этом американские исследователи отмечают, что только 11% подобных случаев привели к автомобильным авариям с травмами пассажиров и значительными повреждениями автомобилей. Во всех остальных ситуациях водители самостоятельно справлялись с состоянием транса или передавали управление транспортным средством другому человеку, а также продолжали движение после значительного отдыха.
Однообразный пейзаж за стеклом
Между тем, состояние гипнотического автоматизма управления транспортным средством, возникающее у уставшего водителя, в 1990-х годах серьезно изучали психологи Стэнфордского университета, Пало-Альто, под руководством профессора Эрнеста Хильгарда. Их внимание привлекли множественные случаи со странными авариями на пятисоткилометровом участке дороги Александрия — Эс-Саллум, в Египте. Однообразный пейзаж североафриканской пустыни практически всех проезжавших там водителей вгонял в состояние дорожного транса, из которого они испуганно выходили в конце участка, заметив одно-единственное дерево. Практически все шоферы в этот момент совершали уже сознательные действия с управлением автомобилем, многие из которых приводили к авариям. Это были либо неконтролируемый съезд с дорожного полотна в пески пустыни или таран того самого дерева, находящегося в нескольких метрах от трассы. Почему возникали такие странные аварии, водители объяснить не могли, но признавались, что предыдущий участок пустынной дороги проезжали на автоматизме, иногда забывая, что вообще находятся за рулем. Профессор Эрнест Хильгард считал, что многочасовое наблюдение однообразного ландшафта за стеклом машины приводит водителя в измененное состояние осознания, которое развивает у него гипнотическую диссоциацию. В этот момент один поток сознания ведет автомобиль, а другой позволяет нервной системе расслабиться и отдохнуть. Поэтому у человека возникает частичная или полная амнезия, связанная со временем, проведенным за рулем словно под гипнозом. Однако любое визуальное изменение в монотонности окружающей действительности приводит к резкой остановке транса и экстренному включению работы всей нервной системы человека. А это в свою очередь сопровождается резким выбросом в кровь гормонов – кортизола и адреналина, под влиянием которых шофер совершает неправильные действия в управлении автомобилем. Еще одним удивительным феноменом, который отметил профессор в своем исследовании явился тот факт, что водители, получившие травмы в аварии, случившейся после окончания дорожного гипноза, длительное время не ощущали боли, даже если имели множественные переломы конечностей.