О военном таланте И. В. Сталина сейчас можно прочесть многое. Одни превозносят его до небес, называя не иначе как гением, и приписывая исключительно Иосифу Виссарионовичу все успехи Красной Армии. Другие, напротив, обвиняют Верховного главнокомандующего в некомпетентности, недальновидности, неумении принимать взвешенные решения, едва ли не в глупости и трусости.
Обе оценки в равной степени неверны и несправедливы, поскольку продиктованы исключительно политическими предпочтениями пишущих. Чтобы действительно понять, каким главнокомандующим был Сталин, стоит обратиться к мнению человека, воочию видевшего, как именно Сталин осуществляет руководство армиями и фронтами. Речь о маршале Жукове.
Где Жуков пишет о Сталине
Прежде всего, речь, разумеется, о мемуарах полководца, озаглавленных «Воспоминания и размышления». Эта книга впервые была опубликована в 1969 году. В советские годы она переиздавалась неоднократно в серьезно цензурированном виде. В 1990 году «Воспоминания и размышления» были напечатаны с исправлениями, сделанными в соответствии с рукописями автора. Этот вариант считается наиболее близким к первоначальному замыслу маршала. Кроме того, Жуков высказывался о роли Сталина в годы войны в докладе, подготовленном для Пленума ЦК КПСС в мае 1956 года. Доклад произнесен не был, но текст его сохранился.
Какие положительные качества Сталина отмечал Жуков
К числу безусловных заслуг Сталина, как руководителя Ставки Верховного Главнокомандования, Жуков относит тот факт, что в Ставке была создана действительно рабочая атмосфера. Жуков пишет: «Стиль работы, как правило, был деловой, без нервозности, свое мнение могли высказать все… Он умел внимательно слушать, когда ему докладывали со знанием дела». Даже в страшные первые месяцы войны, отмечает Георгий Контантинович, в Ставке царила деловая и творческая атмосфера. Пишет Жуков и о том, как дотошно Сталин вникал в ситуацию, как не терпел поверхностности и расплывчатых ответов, о колоссальной трудоспособности Верховного главнокомандующего.
Очень положительную роль, по мнению Жукова, сыграл и тот факт, что Ставка все годы войны находилась в Москве, не покинув ее даже в самый тяжелый период. Это способствовало сохранению высокого морального духа на фронтах. Как пишет маршал, Сталин был человеком «не из трусливого десятка». Растерянным его видели только один раз: в день начала войны. Было видно, что он с трудом может взять себя в руки, и пребывает в состоянии шока. Впрочем, это продолжалось не долго.
Далее, Жуков пишет о том, что Сталин хорошо разбирался в основных видах вооружения и мог вести с конструкторами разговор вполне квалифицированно. При этом он очень заботился о том, чтобы новые виды вооружения внедрялись как можно быстрее.
Какие негативные качества Жуков отмечал в Сталине, как в Верховном главнокомандующем
В мемуарах маршала есть такие слова: «Действительно ли И.В. Сталин был выдающимся военным мыслителем? Конечно, нет».
Жуков пишет о том, что до самой Сталинградской битвы, то есть, фактически до середины 1942 года, Сталин слабо ориентировался в вопросах военной стратегии и оперативного искусства. В начале войны Главнокомандующий постоянно обращался к собственному опыту, полученному в годы Гражданской войны, и это, разумеется, не способствовало грамотному решению задач ведения боевых действий в новых условиях. По словам Жукова, Сталин имел плохое представление о взаимодействии в ходе боевых операций различных родов войск, не разбирался в методах подготовки и ведения операций. Но при этом ставил совершенно невыполнимые сроки их подготовки и проведения.
Это явилось причиной многих потерь Красной Армии в начальный период войны. В частности, именно так Жуков высказывается о причинах провала Харьковской операции.
Начало войны, вообще, ознаменовалось серией трагических неудач. Прежде всего, Сталин настолько уверился в том, что он сумеет оттянуть начало войны, что убедил в этом и всех остальных, и в этом, по мнению Жукова, кроется причина столь катастрофических потерь для нас в первые дни и месяцы после нападения немцев. У РККА не было летом 1941 года полноценного военного командования, Ставка была создана с опозданием, лишь к середине июля. Сталин в этот период давал зачастую неквалифицированные и некомпетентные указания.
Серьезным недостатком Верховного Главнокомандующего Жуков считал неумение бережно относиться к людским ресурсам. Жуков пишет, что Сталин иногда, особенно в первый период войны, горячился, требовал бросать в бой все новые части. При этом он совершенно не считался с тем, что эти соединения только что мобилизованы, и еще не успели получить нужную боевую подготовку. На попытки возразить ему он отвечал: «Нечего хныкать, на то и война!».
Указывает Жуков и на тот факт, что Сталин недооценивал значение авиационной разведки. Из-за этого до самого конца войны РККА так и не обзавелось современной разведывательной авиацией, при том, что немцы использовали ее в полной мере.
Наконец, серьезным недостатком командования Жуков считал тот факт, что за всю войну Сталин ни разу не вылетел на фронт, и не видел обстановку собственными глазами.
Однако, подводит итог автор мемуаров, все эти и другие недостатки компенсировались в полной мере тем, что Сталин умел учиться на собственных ошибках. Благодаря природному уму, опыту и интуиции, широкой осведомленности, Сталин, пишет Жуков, «несомненно был достойным Главнокомандующим».