Одной из наиболее странных и опасных традиций советской молодёжи была драка «район на район». Порой уровень жестокости и травматизма в таких сражениях зашкаливал. Выяснять отношения, устраивая массовые побоища, в СССР стало модно в 70-80-е годы, однако корни такого противостояния уходят в дореволюционное время.
Наличие подростковых уличных банд в Советском Союзе властями всех уровней игнорировалось. Уж слишком такое явление не вписывалось в концепцию «советской молодёжи», его считали пережитком дореволюционного и раннего послереволюционного прошлого. Например, петербургские хулиганы объединялись в пять группировок: «владимирцы», «песковцы», «вознесенцы», «рощинцы» и «гайдовцы». У каждого такого объединения были свои законы, «профильные» жаргонные словечки, а также закреплённая территория. Кстати, Ленинград как раз стал родиной гопников — выходцев из низкой социальной прослойки. На Лиговке располагалось городское общежитие пролетариата — сокращённо ГОП. Но и без гопников стражам порядка в городе на Неве было нескучно. «Охтенские бьют стёкла, срывают вывески, выворачивают фонари, мажут ворота и стены.
Гаванпольские нападают на прохожих. Балтийские специализируются на собачонках и кошках, которых подвешивают к окнам, чтобы пищали, и на преследовании подростков», — описывала «сферы деятельности» молодёжных ленинградских группировок в 1925 году газета «Красная звезда». Чуть позже подростковые банды активизировались и в других городах СССР.
Естественно, между представителями банд шла конкуренция за «место под солнцем», ведь каждому хотелось состоять в самой крутой группировке, которую боятся все остальные. Но как этого добиться? Очевидно, что путём запугивания конкурентов. Развязать конфликт особого труда не составляло. Поводом могло стать буквально что угодно — спорная территория, личная неприязнь, национальный признак (что, кстати, было редкостью). Решались же такие вопросы, как правило, массовыми драками — «район на район».
Но членство в подростковых бандах было недолговечным. Нет, из таких группировок не выгоняли. Просто менялись интересы. Человек взрослел, у него появлялись серьёзные заботы. Времени (да и желания) на то, чтобы отслеживать, забредал ли кто-то из соседнего двора на чужую территорию, уже не было. Завсегдатаями таких разборок оказывались только отпетые негодяи, но ими уже занималась советская милиция.