ФОТО: Союз попечителей Британского музея

Древнейшая жалоба покупателя: о чем в ней написано 

Сложно поверить, но еще задолго до появления Интернета и социальных сетей, где пользователи делятся своим опытом покупок, люди уже выражали свое недовольство качеством товаров. Оказывается, автором первой покупательской жалобы стал некий Нанни, живший в Древней Месопотамии почти четыре тысячи лет назад, примерно в 1750 году до нашей эры. 

Письмо из Месопотамии

Такое название небольшой глиняной табличке размером всего 11,6 на 5 сантиметров дал известный ассириолог Адольф Лео Оппенгейм. Он сумел расшифровать ее в 1967 году и опубликовал эту расшифровку в одноименной книге “Письма из Месопотамии”. Согласно содержащейся там информации, предметом острого спора между Нанни и торговцем по имени Эа-насир стали медные слитки. Нанни, заплативший за товар, с негодованием обнаружил их низкое качество.  

В своем гневном послании он подробно описывает попытки вернуть деньги. Сообщается, что Нанни неоднократно отправлял к Эа-насиру своих людей, однако те возвращались ни с чем. Более того, торговец не только отказывался возвращать средства, но и вел себя оскорбительно по отношению к посланникам Нанни, упрекая самого покупателя. В ответ на такое поведение Нанни твердо заявил, что впредь будет проверять качество любых слитков только на своем собственном дворе, прежде чем платить за них. 

Недобросовестный торговец

Увы, история умалчивает о том, удалось ли Нанни в итоге вернуть свои деньги. Примечательным фактом является то, что эта древняя жалоба была обнаружена не где-нибудь, а в доме самого торговца Эа-насира. Это указывает на то, что даже в те далекие времена существовала определенная форма "документооборота", и торговцы, по-видимому, вели записи о своих сделках и, вероятно, даже о поступавших претензиях. 

Не единственный “документ”

Интересно, что жалоба Нанни оказалась не единственным свидетельством недовольства клиентов Эа-насира – другие таблички, найденные в его доме, также содержали жалобы на качество его товаров. Однако гневное послание Нанни выделяется своей эмоциональностью и прямотой, что позволяет считать его одним из самых ранних и ярких примеров потребительского отзыва в истории человечества.