Ученые из Научно-исследовательского института археологии и антропологии Куэлапа (INAAK) совместно с проектом Xalca Grande сделали уникальные находки в перуанском регионе Амазонас. В ходе раскопок они обнаружили более 200 ранее неизвестных доиспанских сооружений, а также два редчайших церемониальных артефакта, связанных с культурой чачапойя. Открытие стало возможным благодаря использованию LiDAR (Light Detection and Ranging), что позволило ученым буквально “заглянуть” под густой полог леса.
Технология, меняющая археологию
LiDAR, применяемый в сочетании с беспилотниками, стал ключевым инструментом для изучения горного района Ла-Халька. Эта технология позволяет создавать детализированные трехмерные карты местности, удаляя визуальные препятствия — деревья и растительность. Благодаря этому методу была выявлена обширная сеть поселений, что свидетельствует о гораздо более широком распространении культуры чачапойя, чем считалось ранее.
Кто такие чачапойя
Чачапойя, которых называют “воинами облаков”, населяли труднодоступные места на северо-западе Южной Америки в период с 200 по 1500 год н. э. В основном они обитали в труднодоступных туманных лесах на высотах более трех тысяч метров над уровнем моря. Их поселения, гробницы и укрепленные города были искусно вписаны в сложный горный рельеф Анд.
Архитектура чачапойя в первую очередь поражает своей адаптивностью. Индейцы строили сооружения, способные “удерживаться” на крутых склонах и сопротивляться суровым климатическим условиям высокогорья. Культура чачапойя известна также сложными погребальными обрядами. Одним из самых ярких примеров их наследия являются так называемые саркофаги Карахиа, представляющие собой высокие антропоморфные гробницы, размещенные на скалах. Считается, что эти сооружения демонстрируют глубокую связь чачапойя с их предками в религиозных верованиях.
Уникальные находки
Одним из самых интригующих аспектов недавнего открытия стали два церемониальных артефакта, найденные в руинах одной из стен, опоясывающих поселение. Речь о насадках на дубинки, выполненные в виде человеческих голов. Их стилистика и расположение в архитектурном контексте указывают на ритуальное значение. Примечательно, что на артефактах отсутствуют следы бытового использования, что подтверждает именно церемониальное предназначение.
По мнению ученых, художественные приемы, использованные при создании этих артефактов, имеют сходство с культурой Чавин, существовавшей за тысячу лет до чачапойя. Это может говорить как о культурной преемственности, так и о независимых региональных адаптациях. В любом случае это подчеркивает сложность и многослойность культурного взаимодействия в древнем Перу и Южной Америке в целом.

