Лев Марьясин наверняка считал, что ему ничто не угрожает. Тем более, что он был дружен с Николаем Ежовым. Однако в 1936 году бывшего председателя Госбанка все же арестовали. В тюремных стенах Марьясина регулярно избивали по указке того же Ежова.
Лестница наверх
Лев Ефимович Марьясин родился в 1894 году в Могилеве в семье юрисконсульта. О детстве и юности Марьясина сведений нет, но известно, что он вступил в большевистскую партию еще до революции, что позволило ему построить неплохую карьеру впоследствии. Уже в 1922 году он был назначен председателем Центрального совета народного хозяйства, а чуть позже – возглавил отдел торговой и финансовой политики Главного экономического управления Высшего совета народного хозяйства.
Однако финансовое образование, как указано в сборнике научных трудов «О личностях» (2022 год), Лев Марьясин получил лишь в 1930 году, окончив Институт красной профессуры. Оказалось, что 3 лет учебы достаточно для того, чтобы занять должность заместителя председателя Госбанка СССР, а в 1934 году стать его руководителем. Мало того, Марьясин был в этот же период членом Совета труда и обороны и заместителем наркома финансов.
Беззаботная жизнь
В то время Лев Марьясин вел достаточно беззаботный образ жизни. Тем более, что ему наверняка казалось, что бояться нечего благодаря близким отношениям с наркомом внутренних дел Николаем Ежовым. Вместе друзья частенько организовывали ночные попойки. В состоянии алкогольного опьянения Ежов и Марьясин устраивали состязание, кто из них, сняв штаны и выпустив газы, первым сдует горстку папиросного пепла с пятикопеечной монеты.
Ежов ласково называл Льва Ефимовича «Левушкой». Позже, находясь под стражей, нарком признался в том, что с Марьясиным у него была «личная, бытовая связь очень долго». Однако тогда же Ежов заявил, что порвал с Марьясиным, так как тот пытался помирить его с Георгием Пятаковым, тоже занимавшим одно время пост председателя Госбанка.
Арест и приговор
После расставания с Николаем Ежовым Лев Марьясин веселился недолго. В июле 1936 года его назначили директором строительства Черкасского консервного комбината. В тот момент Марьясин, наверное, уже догадывался, что его ожидает. Как справедливо отмечает Андрей Сульдин, автор издания «История СССР», многих деятелей 1930-х годов перед арестом переводили на другую работу, подальше от Москвы. И действительно, уже в декабре того же года Льва Ефимовича взяли под стражу.
Марьясину было предъявлено обвинение в контрреволюционной троцкистской деятельности. Над ним изощренно издевались, причем делалось это по прямому указанию его бывшего приятеля, Николая Ежова. Сам Ежов объяснял избиение Марьясина тем, что тот долго не давал показания «о своем шпионаже и провокациях». Нетрудно догадаться, что все закончилось вынесением смертного приговора. Впрочем, в 1956 году Марьясин был полностью реабилитирован.