03/11/25

«Дьявольский ветер»: самая безумная экзекуция в истории

Картина Василия Верещагина и кадры из советского фильма «Капитан Немо» создали в массовом сознании жуткий образ казни времен восстания сипаев: привязанные к жерлам пушек индийцы, разрываемые на части пушечным ядром. Этот образ прочно ассоциируется с жестокостью британских колонизаторов. Но что скрывается за этим зрелищным историческим сюжетом?

Как работал «дьявольский ветер»

Казнь, известная как «дьявольский ветер» (Blowing from the gun), существовала в двух вариантах. В первом случае тело приговоренного разрывалось ядром, что вело к мгновенной смерти. Во втором — использовался холостой заряд пороха, который буквально разбивал позвоночник и разрывал внутренности, оставляя человека в агонии. Результат в обоих случаях был одинаково ужасен: тело превращалось в кровавое месиво с оторванными конечностями. Русский художник-баталист Василий Верещагин, изучавший эту тему, отмечал, что головы казненных «спирально летели кверху».

Верещагин и британское отрицание

Знаменитая картина Верещагина, известная под разными названиями («Казнь англичанами пленных сипаев» и др.), стала главным визуальным свидетельством этих событий. Однако здесь кроется историческая неточность. По мнению экспертов, художник изобразил не 1857 год, а расправу над сектой намдхари в 1872 году, о чем говорят белые одежды казнимых.

Предки Ленина: какие факты о них скрывала советская власть

Когда Верещагин выставлял свою работу в Лондоне, реакция британской публики была неоднозначной: многие горожане категорически отрицали сам факт применения такой казни их армией.

В то же время один отставной британский генерал лично хвастался перед русским художником, будто это он сам придумал такую казнь, и она была внедрена колониальными властями по его рекомендациям.

Верещагин присочинил

Верещагин считал, что такая казнь вселяет в индийцев максимально возможный страх. По его мнению, индийца, особенно из высшей касты, приводит в неописуемый ужас перспектива быть смешанным при погребении с телами людей из низших каст:

«Европейцу трудно понять ужас индийца высокой касты при необходимости только коснуться собрата низшей: он должен, чтобы не закрыть себе возможность спастись, омываться и приносить жертвы после этого без конца… Тут может случиться, ни больше, ни меньше, что голова брамина о трех шнурах ляжет на вечный покой около позвоночника парии – бррр! От одной этой мысли содрогается душа самого твердого индуса! Говорю это очень серьезно, в полной уверенности, что никто из бывших в тех странах или беспристрастно ознакомившийся с ними по описаниям не будет противоречить мне».

Это объяснение, которое, как нетрудно заметить, легло в обоснование такой казни сценаристом советского фильма про принца Даккара—капитана Немо, не может быть принято по следующим причинам.

Во-первых, только парии считаются в Индии неприкасаемыми для высших каст, и весь произведённый словами Верещагина гротеск про религиозные обычаи – просто непонимание тонкостей или сознательное преувеличение, рассчитанное на улов простодушной публики.

Последнее слово Берии: что он сказал перед расстрелом

Во-вторых, перерождение после смерти индусу гарантированно. Но даже если бы такой образ смерти как-то негативно влиял на последующую реинкарнацию, то следовало бы ожидать, что, наоборот, стремление его избежать придавало бы сил для сопротивления, и эффект от этой казни был бы обратным.

В-третьих, что немаловажно, уже упомянутая секта намдхари, которая как раз и изображена на картине Верещагина, состояла именно из бывших париев, а представителей высших варн в ней не было в помине.

Расстрелы из пушек практиковались индусами до прихода колонизаторов

Есть свидетельства, что данный вид казни не был введён англичанами в Индии, но лишь позаимствован ими у самих индийцев. Он был впервые применён ещё в 1526 году при завоевании Индии войском султана Бабура, основавшего династию Великих Моголов. В дальнейшем сами индийцы неоднократно казнили так своих врагов: как пленных в войнах, так и государственных преступников, заговорщиков и т.д.

От индийцев эти казни переняли первые европейские колонизаторы Индостана: португальцы и французы. Первое применение расстрела из пушек в колониях британской Отс-Индской компании относится к 1761 году. Таким образом, во время подавления восстания сипаев данная казнь не была изобретена. Она лишь стала, благодаря своему массовому применению (из-за масштаба самого восстания), широко известной, главным образом – европейской публике, ранее ничего о ней не знавшей.

О том же, почему сами индусы придумали эту казнь как самую страшную, можно сделать такое предположение. В средневековой Европе самой ужасной казнью считалось сожжение живьём на костре. Но в Индии это не казнь, а обряд добровольного ухода из жизни, практикуемый вдовами и некоторыми йогами, чтобы добиться блаженства в будущей жизни. Известно, когда женщины и дети целого средневекового индийского города подвергали себя коллективному самосожжению, чтобы не достаться в добычу победителю. Сожжение не могло восприниматься в Индии как средство устрашения.

Зато индийцы в XVI веке впервые познакомились с огнестрельным оружием и были шокированы его смертоносным воздействием. Смерть, наступавшая в результате мгновенного разрывания тела на куски, представлялась, видимо, самой ужасной из всех возможных.