Имя Джареда Кушнера, молодого предпринимателя-наследника девелоперской империи и мужа Иванки Трамп, ещё несколько лет назад совсем не фигурировало в политических новостях. Журналисты американских СМИ, вне зависимости от своих воззрений, предпочитали писать о его рекордных сделках с недвижимостью и амбициях издателя.
Но к 2018 году всю изменилось: бельё бизнесмена, который фактически подарил своему зять – Дональду Трампу – возможность возглавить Белый дом и в последствии стал советником президента США, не перемывал только ленивый.
Родственная близость к главе государства и вероятный конфликт интересов стали поводом для частых нападок на Кушнера. Дошло даже до того, что глава аппарата Белого дома Джон Келли, по информации The New York Times, обсуждал возможность увольнения советника президента до конца 2017 года. В итоге политику, вероятно из-за привязанности Трампа к своему зятю, не удалось добиться своей цели, хотя позиции предпринимателя в президентской команде явно пошатнулись.
По информации NYT, за год работы в Белом доме функционал Кушнера значительно уменьшился. Если изначально в его обязанности входили достижение мира на Ближнем Востоке, решение опиоидного кризиса в США, выстраивание отношения с арабскими странами, Израилем, Канадой, Китаем и Мексикой, то спустя некоторое время в его «портфеле» остались только работа на Ближнем Востоке и руководство Управлением американских инноваций. А в конце февраля издание Politico сообщило, что допуск Кушнера к информации был понижен со «сверхсекретного» до «секретного». Таким образом, советник президента лишился доступа к ряду документов и ежедневным брифингам Белого дома.
В The Washington Post уверены, что решение понизить статус Кушнера принято на фоне беспрецедентного числа иностранных контактов зятя Трампа. По данным американских чиновников, сразу в четырёх странах – Израиле, Китае, Мексике и ОАЭ - должностные лица обсуждали, как использовать в своих целях отсутствие у советника Президента достаточного политического опыта. Не меньшее беспокойство в Белом доме вызывают и его деловые договорённости и положение бизнес-империи девелопера.
Что могло стать причиной понижения уровня допуска и какие факты из биографии Куршнера могут помешать его политической карьере?
Факт первый
Переходя в Белый дом, Кушнер ушёл в отставку с поста главы Kushner Company и покинул ещё 266 корпоративных должностей. Однако его предпринимательское прошлое всё равно продолжает бросать тень на его репутацию и, по мнению The Guardian, угрожает конфликтом интересов.
Факт второй
Наибольшие вопросы у американских спецслужб вызывают отношения Джареда Кушнера и предпринимательницы Венди Денг. Как пишет The Wall Street Journal, по мнению чиновников, она может использовать свои связи с советником президента США для того, чтобы помочь китайскому правительству. По информации издания, контрразведка была особенно обеспокоена проектом сада в Национальном дендрарии Вашингтона, продвижением которого занимается Денг: якобы в её планы входит построить там высокую башню, которую можно использовать для наблюдения.
Факт третий
В 2007 году компания Кушнера приобрёла 41-этажное офисное здание – дом 666 на Пятой авеню в Манхэттене – за 1,8 млрд долларов, что по тем временам стало рекордном на рынке. Однако кризис 2008 года в миг превратил перспективную сделку в неудачную. Чтобы исправить ситуацию, бизнесмен предложил провести перепланировку здания за счёт иностранных инвестиций. Переговоры о вложениях велись, в частности, с китайскими и катарскими бизнесменами, израильскими банками, саудовскими застройщиками. Продолжались они вплоть до вступления Кушнера в новую должность, но к конкретному итогу сторонам прийти не удалось. А между тем выплаты за здание превысили доходы от него, из-за чего на имущество советника может быть наложен арест со стороны кредиторов.
Факт четвёртый
Каплю дёгтя в финансовое положение Кушнера добавляет собственность на 220 West 44th Street. Он приобрёл её за 296 млн долларов в 2015 году. Год спустя его компания рефинансировала здание, взяв за день до президентских выборов в США кредит на 285 млн долларов у Deutsche Bank и на 85 млн у SL Green Realty и Paramount Group. Недвижимость, впрочем, в 2017 году принесла лишь убытки, а совершённые через немецкий банк операции стали предметом разбирательства у спецпроурора Мюллера.
Факт пятый
Джаред Кушнер религиозен. Он рос в семье ортодоксальных иудеев, вместе со своей женой Иванкой предприниматель изучает любавический хасидизм. Его дед Иосиф Кушнер во время Второй мировой войны попал в созданное нацистами еврейское гетто, сбежал из лагеря, а в 1949 году иммигрировал в США как жертва Холокоста. Этот факт из родословной Джаред потом использовал, защищая Трампа от обвинений в антисемитизме.
Не удивительно, что на административной должности в его обязанности вошло в том числе выстраивание отношений с Израилем. Хотя в Тель-Авиве пока не очень довольны его усилиями по мирному урегулированию конфликта с Палестиной.