30/08/21

Джохар Дудаев: какое будущее он предсказал России

Почти наверняка можно сказать, что воссоединение Крыма с Россией в 2014 году стало для Запада большой неожиданностью, хотя это событие предсказывали за много лет до этого. Ещё в интервью программе «Взгляд» в 1995 году первый президент Чеченской Республики Ичкерия* Джохар Дудаев говорил, что полуостров окажется под юрисдикцией Москвы, а Киев «схлестнётся с ней на непримиримых». Что ещё обещал России генерал?

Будет бойня

Джохар Дудаев – лидер движения за отделение Чечни от России в начале 1990-х годов. Будучи одним из главных действующих лиц на Кавказе, он постоянно контактировал с другими политиками и, естественно, имел представление об их планах. «Прозорливости» ему добавляла и служба в советской армии. Почти за 30 лет в Вооружённых силах СССР он дорос до звания генерал-майора и должности командира стратегической бомбардировочной дивизии в Эстонии, руководил операциями во время войны в Афганистане. Начальник такого уровня, конечно, хотя бы частично был посвящён в замыслы руководства. И именно это позволяет предполагать, что многие его оценки имели под собой основание.

«Через все мои жилы за эти четыре года (с момента провозглашения независимости Чеченской Республики (Нохчи-чо) и избрания Дудаева её президентом в 1991 году – прим. ред.) прошли политические авантюристы в высших эшелонах власти России... И куда нацелились эти, я хорошо чувствую, знаю. И планы знаю: и в Европе, и Азии, и на Востоке. Достаточно известно и из первых источников», — уверял генерал в интервью «Взгляду».

Например, ссылаясь на некую карту, «спланированную в Генеральном штабе», Дудаев говорил о намеченной российской экспансии.

«Чечня – только фактор. А далее – Кавказ, Балтика, Средняя Азия. Планировались здесь, что Аджария, Абхазия, Нагорный Карабах, Лезгинистан, вычлененный из Дагестана и Азербайджана, Южная Осетия должны быть полностью под юрисдикцией с присутствием российских войск на Кавказе, — отмечал он. Далее побережье Каспийского моря, включая Лезгинистан по периметру до Иранской границы: всех рабочих, потерявших работу на Крайнем Севере, на Дальнем Востоке, на Урале, в Сибири должны были заселить сюда, изменить демографическую ситуацию, вытеснить дагестанцев и остальных с побережья Каспийского моря в горы».

Затем, в соответствии с описываемым президентом Ичкерии проектом, перемены ждали Крым и восточных соседей России. «Заканчивалась кампания «Чечня», все войска должны были перейти в Крым. В Литве и Белоруссии – коридор в Калининградскую область, оккупированный российскими войсками, которых девать некуда», — перечислял Дудаев.

После, по его словам, две военно-морские и семь наземных военных баз планировалось создать на оккупированной территории Латвии. Казахстан и Киргизстан якобы ждала участь колоний.

При этом генерал подчеркнул, что речь шла о планах, которые были у Москвы «примерно до конца 1995 года». Однако Афганистан, затем Ичкерия заставили Россию «поубавить аппетиты». Так, заверил он, было решено изменить политику – привлечь Европу на свою сторону, заигрывать с ней, чтобы усилиться до Индийского океана, Ближнего Востока, Босфора, и Красного моря. «А потом шлёпнуть и Европу», — констатировал политик.

Но самое главное, Дудаев предсказывал, что «в Крыму ещё будет бойня». «Украина ещё схлестнётся с Россией на непримиримых», — гласит самый известный его прогноз.

Неотвратимость наказания

Впрочем, были у Дудаева и собственные взгляды на будущее России. Отвечая на вопрос о прогнозах на ближайшее время, он с уверенностью сказал: «Для России прогноз неблагоприятный». И это не было простым заявлением антагониста: в доказательство своего утверждения генерал привёл целую теорию.

Главная проблема России, на его взгляд, заключалась в русизме. В интервью он сравнил её с другими человеконенавистническими идеологиями: фашизмом, нацизмом и расизмом, — назвав её самой страшной из всех. Именно она, считал Дудаев, лежит в основе всех захватнических планов.

Русизм, по мнению президента Ичкерии, ни что иное, как болезнь, за которую придётся расплачиваться.

«Испытания российскому народу предстоят очень тяжелые. Причины тому реальные – нет идеи. Идеи коммунизма, социализма, построения общества равных возможностей – всё как мыльный пузырь лопнуло, потому что строилось на идеях русизма. К тому же нет легитимности власти. А раз нет ни идеи, ни легитимности власти, значит, нет места и политике – и внутренней, и внешней. А раз нет третьего компонента, значит, нет места и идеологии. Тогда нет и мотивов, нет стимула. На этом и заканчивается перспектива», — констатировал генерал.

Он отметил, что у России, помимо русизма, есть альтернативные пути развития. Но, по признанию Дудаева, они так или иначе ведут в тупик. Например, попытки политиков начать объединение народов на славянской основе – славянизации – обречены на провал, «поскольку главный составляющий компонент славянизации – украинцы – никогда не смирятся с русификацией и русизмом».

Ещё один вариант – духовность. Но и этот путь для России закрыт, считал политик. По его словам, чтобы «целый народ стал духовным, над этим нужно работать» минимум в течение трёх поколений. К тому же в основе духовности должна быть идея, а у русского народа, по убеждению Дудаева, самого бездуховного, её нет.

«Можно идти по примеру Запада – сделать своей идеей доллар. Это идея настолько опасная… Все возьмут булыжник, а у кого есть – автомат или ракету, и гражданской войной будут разрешать этот спор», — констатировал он.

Одну из ключевых проблем Дудаев видел в том, что виновники «бессмысленных народоубийств» — во время Венгерского восстания в 1956-м, вторжения в Чехословакию в 1968-м, войны в Афганистане в 1979-1989-х – не наказаны. И генерал был уверен, что пока они не будут привлечены к ответу, а их последователи не почувствуют неотвратимость наказания за преступления, «беды России будут расти с каждым часом».

В частности, по его словам, будет усиливаться борьба с русизмом. «И напрасно русские думают, что сейчас армией своей, ядерным оружием, запугают мир. Не запугают. Уже все пуганные, все прошли этот ад русизма. И русских поставят в строй земной цивилизации», — заверял политик.

Дудаев признавал, что для этого потребуется приложить массу усилий. Так, он считал нужным ликвидировать противостояние военных блоков и оставить только один – НАТО, целью которого была бы защита интересов всех народов земного шара. Кроме того, предлагал лишить Россию статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН и вообще «выбросить» её из организации.

Прогнозы генерала обязательно нужно рассматривать через призму того времени и тех обстоятельств, при которых он давал свои оценки. 1995-й год, в Чечне вовсю идёт война, а её президент под гнётом социальных факторов теряет доверие и поддержку населения. В таком положении приукрасить свои слова, какая бы вера в них ни была, «хлеб» для политика.

*Ичкерия-запрещённая организация в РФ