«Учение одного добродетельного человека способно повлиять на многих», — эти слова приписывают Дзигоро Кано, основателю дзюдо, мастеру боевых искусств, который к тому же по праву считается великим мыслителем. Он стал кумиром многих важных людей, а самым влиятельным из них, пожалуй, оказался президент России Владимир Путин.
Почёт и уважение
Во время интервью японским СМИ в декабре 2016 года главу российского государства попросили назвать японца, которого он действительно уважает, и который повлиял на него.
«Дзигоро Кано, конечно», — не задумываясь ответил Путин.
Он подчеркнул, что очень любит Японию и её культуру. Будучи мастером спорта по дзюдо, президент не мог не признавать авторитета основателя этого вида единоборств.
«У меня и несколько портретов есть Дзигоро Кано, есть и бюст очень красивый. К сожалению, он у меня не здесь, я бы его вам показал, продемонстрировал. Он у меня дома, в резиденции, где я живу постоянно. Очень хорошая работа, очень высокого качества, российского автора, на которой изображён не просто волевой, но думающий и добрый человек», — рассказал глава государства.
«Моё мнение, почему он хранит дома бюст и портреты Кано: возможно, именно занятия дзюдо помогли Путину по жизни достичь того, чего он достиг, — пояснил «Московскому комсомольцу» символичность признания президента многократный чемпион мира по дзюдо, серебряный призер Олимпиады-2012 в Лондоне Александр Михайлин. — Дзюдо учит целеустремленности и определенной философии, и в знак благодарности основателю он может держать дома его портреты».
Рождение дзюдо
Дзигоро Кано родился в 1860 году в городке Микаге недалеко от Киото. Когда мальчику было 10 лет, его мать умерла, и семья переехала в Токио.
В детстве Кано не обладал выдающимся телосложением, был физически слаб и в целом далёк от спорта. В частности, при росте 1 м 57 см он весил всего лишь 41 килограмм. Это обстоятельство частенько служило поводом для травли со стороны его одноклассников. Зная об этом, Накаи Байсэй, друг семьи, входивший в охрану сёгуна, заметил, что дзюдзюцу является отличной формой физической подготовки и показал Кано несколько приемов, с помощью которых слабый противник может одолеть более сильного. Увидев в этом потенциал для самообороны, Кано решил, что будет изучать это искусство. Поэтому после поступления в лицей Кайсэй, позже преобразованный в Токийский императорский университет, он стал посещать зал борьбы Тэнсинсиньё, где под руководством тренеров Фукуда Хатиносукэ и Исо Масатоми изучал технику и тренировался в схватках. Позже он обратился к школе Кито-рю, которая представляла собой совершенно иное направление. Здесь он занимался под руководством наставника Икубо Цунэтоси, а также тщательно анализировал рукописи по дзюдзюцу и тренировался до самозабвения
В 1882 году Кано был назначен инспектором и инструктором привилегированного лицея Гакусюин. С этого момента он стал обобщать и систематизировать технику множества самостоятельно существовавших школ дзюдзюцу, совершенствовать приемы и основал спортивный зал на 12 татами в храме Эйседзи в районе Ситая в Токио. Этот зал с течением времени был преобразован в современный институт дзюдо — «Кодокан».
В отличие от других видов единоборств, в новом стиле акцент был сделан на бросках, удержаниях, болевых и удушающих приёмах. При этом, исключив опасные техники, Кано стремился в первую очередь добиться объединения духа и тела, создав новый, эффективный вид борьбы, который будет отличаться меньшим применением физической силы при выполнении приёмов и большим разнообразием разрешённых технических действий.
Первыми учениками Кано стали девять подопечных. Учитель был к ним очень строг, поскольку вкладывал в свою дисциплину много смысла, требовал настойчивости, самоконтроля, послушания. Работа базировалась на трёх главных принципах:
1. взаимная помощь и понимание для достижения большего прогресса;
2. наилучшее использование тела и духа;
3. поддаться, чтобы победить.
При этом вместо платы за обучение мастер брал только рис и чай, и даже сам шил своим ученикам одежду для тренировок.
Долгое время Кано и его ученики оставались единственными носителями Кодокан дзюдо. После того, как в промежутке между 1885 и 1888 годами они неоднократно побеждали на соревнованиях представителей других школ дзюдзюцу, новый стиль стал быстро распространяться. Уже в 1907 году дзюдо ввели в программу общеобразовательных средних школ, его всё чаще изучали в армии и полиции.
На благо спорта
Спустя четверть века после основания Кодокан дзюдо Дзигоро Кано обрел большое влияние. В 1909 году его избрали членом Международного олимпийского комитета – первым в истории Японии. В 1911-м он возглавил основанную им же Японскую спортивную ассоциацию, а в 1919 году был назначен президентом Японской атлетической организации.
Почти 30 лет он трудился на благо развития спорта в различных организациях. Вместе с тем, Кано запомнился не самой однозначной позицией по отношению к введению дзюдо в программу Олимпийских игр. Он боялся, что турниры станут формой противостояния между различными странами и мерилом расового превосходства. Возможно, именно поэтому дзюдо вошло в олимпийскую программу спустя много лет после смерти своего основателя. Лишь в 1959 году дзюдо было утверждено официально как олимпийский вид спорта и включено в программу XVIII Олимпийских игр в Токио.
Зато еще при жизни Кано было официально открыто женское отделение дзюдо. Мастер всегда активно призывал представительниц прекрасного пола практиковать единоборство и часто повторял: «Если вы хотите по-настоящему понять дзюдо, понаблюдайте за тренирующейся женщиной».
4 мая 1938 года в возрасте 77 лет, Кано умер от воспаления лёгких, которое он подхватил во время поездки на Генеральную ассамблею Международного олимпийского комитета (МОК) в Каире.
Дзигоро Кано говорил: «Если труд человеческого существа не приводит к благу общества, жизнь этого человека тщетна». И своим примером доказывал неопровержимость этой максимы.