Сергея Никифоровича Круглова считали протеже Берии и называли его преемником. В 1930-х годах — после службы в РККА — этот человек сумел сделать неплохую карьеру, начав с должности инструктора-механика зерносовхоза и став в ноябре 1938 года особым уполномоченным при НКВД. Стремительному продвижению способствовал вышеупомянутый Берия. Но после его смерти близкое знакомство с наркомом привело к опале Круглова…
Удар в спину
Впрочем, поначалу с карьерой Круглова все было хорошо. После смерти Сталина Берия назначил его своим первым заместителем. Но Сергей Никифорович вряд ли мог так долго оставаться в структуре госбезопасности, если бы не был «хитрым лисом». Когда Хрущев начал «копать» под Берию, Круглов переметнулся на сторону того, кого считал более сильным и авторитетным. Есть свидетельства, что он, наряду с Жуковым, принимал самое активное участие в операции по аресту Лаврентия Павловича.
Министр внутренних дел
Видимо, пост главы МВД СССР был наградой Круглову за помощь в снятии шефа. Новоявленному министру также доверили отстранения и аресты бывших соратников — высокопоставленных сотрудников НКВД. Несмотря на то, что Круглов с поставленными задачами справился на отлично, доверия со стороны нового руководства страны к нему не было. В январе 1956 года он был снят со своего поста и переведен на должность заместителя министра строительства электростанций СССР.
После этого он занимал еще несколько малозначительных должностей, а летом 1958 года был отправлен на пенсию по инвалидности. Но и на этом падение не закончилось — через год бывшего министра лишили генеральской пенсии и служебной квартиры, а еще через год — исключили из партии. Остаток жизни он провел скромно, фактически в изоляции. Сергей Никифорович неоднократно обращался к партийному руководству с просьбами о восстановлении в партии и возвращении на госслужбу, но все они остались без ответа.
Загадочная смерть
О смерти Круглова известно совсем немного. В протоколе значится: «6 июля 1977 года погиб, попав под поезд возле платформы «Правда» Ярославского направления Московской железной дороги». Вот только до сих пор неясно, что бывший министр делал на железнодорожных путях. Возможно, таким образом ему отомстил кто-то из прежних коллег, толкнув Круглова под поезд. А возможно, это было самоубийство, ведь свое падение вниз с карьерной лестницы Сергей Никифорович переживал очень болезненно.