05/06/23

«Ежегодно отдавал Китаю 1% ВВП»: как СССР создал современную КНР

В основе современного мирового экономического лидерства и военного могущества Китая лежит безвозмездная помощь СССР.

Приход к власти в Китае коммунистов

Советское руководство с самого начала рассматривало китайский народ как потенциального союзника в борьбе против «мирового империализма». Китай в начале ХХ века был полуколониальной страной, с ведущей ролью иностранного капитала, с экстерриториальностью, льготными концессиями и прочими привилегиями иностранцев из западных стран и Японии.

При этом советские вожди считали, что Китаю, в силу экономической отсталости, рано совершать социалистическую революцию. Перед образовавшейся в 1921 году Коммунистической партией Китая (КПК) советские товарищи настояли, чтобы она вошла в буржуазно-националистический союз Гоминьдан, составив в нём левое крыло. Самому Гоминьдану СССР оказывал помощь деньгами и кадрами. Для контакта с руководством Гоминьдана ЦК ВКП(б) назначил своего уполномоченного Михаила Бородина (Глузберга), а для подготовки военных кадров Гоминьдана был прислан легендарный командарм Блюхер.

Благодаря этой поддержке Гоминьдан в 1925 году начал завоевание Китая. Оно прошло успешно. Но на гребне этих успехов главнокомандующий армией Гоминьдана генерал Чан Кайши в 1927 году совершил переворот. Его подручные вырезали десятки тысяч китайских коммунистов. Советские советники были отозваны на родину.

Но перерыв в отношениях между СССР и Гоминьданом оказался недолгим. В 1931 году Япония активизировала свою экспансию в Китае, угрожая советскому Дальнему Востоку. Гоминьдановский Китай был единственной силой, которая могла отвлечь самураев от СССР. Сталин снова начал оказывать помощь Китайской Республике и побуждать КПК к сотрудничеству с Чан Кайши.

В таком же примерно состоянии советско-китайские отношения находились и на момент окончания Второй мировой войны. Договариваясь с США о послевоенном переустройстве Дальнего Востока Азии, Сталин исходил из того, что режим Чан Кайши это надолго.

Однако в ходе разгрома милитаристской Японии советские войска заняли Маньчжурию, куда стали стягиваться силы КПК. Возник крупный регион Китая под управлением коммунистов. Конечно, если бы не «холодная война», объявленная против СССР руководителями США и Великобритании, Сталин бы не пошёл на эскалацию гражданской войны в Китае. Но в новой ситуации только китайские коммунисты могли гарантировать позиции СССР в этой части света. Тем более, что гражданскую войну начали чанкайшисты нападением на коммунистический регион в Маньчжурии. Догмы о преждевременности социалистической революции в Китае были отброшены. Сталин оказал помощь КПК.

Размеры советской помощи

В 1949 году коммунисты нанесли окончательное поражение Гоминьдану. Была провозглашена Китайская Народная Республика (КНР). Лагерь стран социализма, как любили подчёркивать коммунисты, увеличился сразу на 450 миллионов человек и объединял теперь почти треть всего человечества. Союз с КНР стал важнейшим в стратегии СССР.

Но чтобы этот союз был действительно крепким и непобедимым, необходимо было поднимать мощь отсталого Китая. Это было возможно сделать только за счёт СССР. Так это виделось и из Москвы, и из Пекина.

Помощь Советского Союза Китаю осуществлялась следующими путями: прямые золотовалютные кредиты (безвозвратные, фактически подарки), безвозмездные поставки промышленного оборудования и вооружения, посылка в Китай научно-технических и военных специалистов и преподавателей (их работу в Китае оплачивал СССР), подготовка в Советском Союзе китайских студентов и военных курсантов (также за счёт советского бюджета).

Масштабы безвозмездной советской помощи Китайской Народной Республике директор Центра изучения холодной войны Лондонского экономического института Одд Арне Вестад в своей монографии «Беспокойная империя: Китай и мир с 1750 года» оценил следующим образом. С 1946 по 1960 год СССР отправил в Китай прямых финансовых вливаний, а также промышленного оборудования и вооружения на общую сумму 3,4 млрд. долларов США в ценах 1960 года. На момент написания книги (2012 год) это составляло 25 млрд. долларов. В пересчёте на среднегодовой ВВП Советского Союза это означало, что СССР ежегодно отдавал Китаю 1% своего валового внутреннего продукта.

Однако эти цифры не учитывают помощи Китаю в виде оплаты труда советских специалистов в Китае, стипендий китайским студентам в СССР (к слову, в несколько раз превышавших зарплаты советских специалистов). Эти выплаты, как уже было отмечено, осуществлялись из бюджета Советского государства. Размеры этой помощи не поддаются точному учёту в денежных суммах. О них косвенно может свидетельствовать такая, например, цифра: свыше 9000 офицеров Китайской народно-освободительной армии (НОАК) получили подготовку в советских военных учебных заведениях, а в самом Китае советские специалисты обучили в несколько раз больше офицеров НОАК!

Советский Союз безвозмездно делился с Китаем и новейшими технологиями. Советские специалисты помогали налаживать на китайских заводах производство китайских военных самолётов, танков, другой боевой техники, гражданских самолётов и т.д. по советским образцам. Правда, секретом атомной бомбы СССР с КНР не поделился, но это не остановило первое испытание китайского ядерного оружия в 1964 году.

Оценивая эту даровую помощь, необходимо понимать, что советское руководство инвестировало средства в безопасность СССР, создавая военно-экономический фундамент своего союзника, единственными ценными качествами которого на тот момент были только огромное, самое большое в мире, население и обширная территория.

Прекращение советской помощи

С начала 1960-х годов отношения между СССР и КНР начали портиться, масштабы помощи резко сократились, пока она совсем не прекратилась в 1964 году. Причинами стали растущие амбиции вождя КНР Мао Цзэдуна. После смерти Сталина он претендовал на лидерство в мировом коммунистическом движении и не желал довольствоваться ролью «младшего брата» СССР, особенно после того, как последний был возглавлен Хрущёвым.

Мао считал, что СССР не оказывает достаточной помощи Китаю потому, что не верит в силы и возможности Китая. По мнению Мао, Хрущёв скатился в оппортунизм, говоря о мирном сосуществовании с капиталистическими странами и о разрядке, между тем как, по убеждению китайского лидера, необходимо было готовиться к Третьей мировой войне, в которой капитализм неизбежно будет уничтожен. «Неважно, что одна половина человечества погибнет, — вещал Мао на совещании коммунистических и рабочих партий в Москве в 1957 году, — зато другая половина будет жить уже при коммунизме».

Экстремизм Мао привёл к политике «Большого скачка» (1958-1966), обрушившей китайскую экономику и обрекшей на голодную смерть миллионы китайцев. В конце 1970-х годов новый руководитель КНР Дэн Сяопин начал поднимать Китай с того уровня, на котором он был к моменту прекращения советской помощи. Опираясь на её фундамент, он это сделал.