В начале 1980-х годов профессор Института Биологической физики АН СССР Феликс Белоярцев совершил сенсационное открытие. Он изобрел искусственную кровь. Однако вскоре все работы по проекту запретили, а сам профессор повесился.
Голубая кровь
Искусственная кровь или перфторан – это вещество, которое может переносить кислород точно так же, как это делают клетки обычной крови. О том, что подобные вещества способны заменить плазму крови, ученый мир узнал еще в средине 1960-х годов. Тогда американская исследовательница Лиленд Кларк окунула в емкость, наполненную перфторэмульсией подопытную мышь, но та не погибла. Легкие мыши насыщала кислородом чудодейственная эмульсия. Чуть позже земляк Кларк Роберт Гейер полностью заменил кровь в теле крысы на данное вещество. Опыт также оказался относительно успешным. Вот только и мышь Кларк, и крыса Гейера прожили недолго.
Успехом увенчались лишь изыскания советских ученых, а частности доктора медицинских наук Феликса Белоярцева. В 1982 году первый заменитель крови был готов. Вещество имело голубоватый оттенок, из-за чего журналисты тут же окрестили перфторан «голубой кровью». Через 2 года Министерство здравоохранения СССР дало добро на проведение клинических испытаний.
Спасение человечества
В 1980-е годы вопрос о том, каким веществом можно заменить человеческую кровь, стоял довольно остро. Именно тогда были обнаружены первые пациенты, пострадавшие от нового заболевания под названием СПИД. Тогда же шла война в Афганистане. Раненым требовалась чистая кровь для переливания. Однако возможность заражения СПИДом от донорской крови пугала многих пациентов да и самих врачей.
В исследованиях Белоярцева приняли участие 234 человека, среди которых были и военные, и гражданские люди. Можно смело сказать, что большинству из них перфторан спас жизнь. Успешность опытов подтверждали как коллеги профессора, так и сторонние эксперты. Кроме того о грандиозном открытии советского ученого кричали все газеты Союза. Однако радость самого Феликса Белоярцева была недолгой.
Обыски и суицид
В 1985 году в лаборатории Белоярцева, а также в кабинетах его коллег начались бесконечные обыски. Ученых обвиняли в испытании не одобренного никем вещества. Кроме того профессору выдвинули обвинение в том, что он якобы воровал из института спирт и продавал его на стороне.
Понятно, что Белоярцев был обеспокоен сложившейся ситуацией и элементарно не мог спокойно работать. Возможно, именно в связи с оказываемым на него давлением, 17 декабря того же года Феликс Белоярцев повесился.
Однако то, чем было продиктовано столь агрессивное преследование ученого, который оказался в одном шаге от открытия мирового масштаба, до сих пор остается неизвестным.