30/06/24

Феномен коктейльной вечеринки: почему человек в шумном баре слышит свое имя

Психологам этот эффект знаком еще с 1950-х годов. Тогда он был сформулирован Колином Черри, который заинтересовался тем, как человек может из потока информации вычленять определенные сведения.

Коктейльная вечеринка у диспетчеров

Эффект коктейльной вечеринки в 1953 году открыл британский ученый Колин Черри. Данный эффект заключается в способности людей фильтровать шум ради звуков, которые они бы хотели услышать. Этот механизм проявляется в шумной обстановке, к примеру, на вечеринке, когда человек может спокойно разговаривать с выбранным собеседником, невзирая на гул посторонних голосов. Кроме того, лицо тут же переключит внимание, если кто-то назовет его имя или озвучит другую важную для этого лица информацию.

В то время эффектом коктейльной вечеринки пользовались в своей работе авиационные диспетчеры. Тогда в центрах управления полетами голоса всех пилотов, нуждавшихся в инструкциях, транслировались через громкоговорители. Диспетчерам приходилось вычленять из всеобщего потока наиболее важную информацию и определенные голоса. Предполагалось, что диспетчеры должны были попросту игнорировать голоса, которые не имели для них никакого значения.

Эксперименты ученого

Колин Черри провел серию экспериментов, в результате которой планировал выяснить, с опорой на какие признаки происходит выделение и удержание одного сообщения в потоке других. Суть методик Черри, как указано в учебнике Вероники Нурковой и Наталии Березанской «Общая психология», заключалась в том, что с помощью наушников испытуемым передавали два текста. Участников исследования ученый просил обращать внимание только на одно сообщение и проговаривать его вслух.

Черри выяснил, что в том случае, когда оба сообщения передавались одновременно, а читал их один и тот же диктор с одинаковой громкостью, людям требовалось не менее 25 повторений для того, чтобы выделить требуемое сообщение. Однако тогда, когда информация передавалась в дихотическом режиме (то есть на один наушник передавался один текст, а на другой – другой), все испытуемые легко и быстро справились с поставленной перед ними задачей.

Суть психологического эффекта

Таким образом Колин Черри доказал, что эффект коктейльной вечеринки действительно присущ человеческой психологии. Иными словами, если человек ведет разговор с другим в переполненной комнате, он может не осознавать содержание посторонней беседы. Однако, как отмечает в учебнике «Прикладная педагогическая психология» Ги Лефрансуа, если во время этой посторонней беседы кто-то произнесет имя этого человека или коснется интересующей его темы, то его внимание тут же переключится.

Впрочем, эффект коктейльной вечеринки психологи наблюдают и в природе. Так, оказалось, что насекомые, некоторые птицы и лягушки тоже вычленяют из сотен голосов своих собратьев только те, что представляют для них интерес, например, голоса, сообщающие об угрозе или готовности к спариванию. Этот эффект связан с особенностями восприятия значимой информации (например, имени) и относится к памяти, являющейся неосознанной, сиюминутной и напоминающей эхо.