Один из самых результативных немецких летчиков попал в плен еще в 1942 году. После исчезновения Бееренброка его сослуживцы решили, что он добровольно перешел на сторону СССР. Мало того, некоторые были уверены в том, что Бееренброк даже сам управлял советскими самолетами. Оказывается, у немцев были веские причины так думать.
Ас люфтваффе
Франц-Йозеф Бееренброк родился в Вестфалии в 1920 году. О ранней биографии Бееренброка нет фактически никаких данных, но известно, что свою военную карьеру он начал в возрасте 18 лет, когда поступил на службу в зенитную артиллерию. Через несколько месяцев будущего аса перевели в авиацию. По крайней, мере именно такие сведения приводит в своей энциклопедии «"Герои" Люфваффе» Константин Залесский. По словам Залесского, после окончания авиационного училища в Штольпе весной 1941 года Бееренброк был зачислен в 12-ю эскадрилью 51-й истребительной эскадры. С 22 июня того же 1941 года, то есть с первого дня Великой Отечественной войны немецкий летчик участвовал в боях на Восточном фронте.
Уже спустя двое суток на счету Франца-Йозефа Бееренброка было 2 сбитых бомбардировщика СБ-2. И это число стремительно увеличивалось. Так, если верить Михаилу Зефирову, автору книги «Асы Люфтваффе», 10 июля 1941 года Бееренброк сбил свой 10-й самолет, а к концу того же месяца – 20-й. К октябрю германский летчик уже мог похвастать полсотней побед, за что и был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Впоследствии Бееренброк удостоился Золотого Германского креста и дубовых листьев к Рыцарскому кресту. И это неудивительно: 100 советских самолетов он уничтожил еще к августу 1942 года. Всего же Бееренброку приписывают не менее 117 побед в воздушных боях.
Немецкий летчик в плену
Однако удача в конце концов отвернулась от Франца-Йозефа. Это случилось 9 ноября 1942 года. В тот день, как пишет в своей книге «Смоленщина известная и неизвестная», Юрий Иванов, в ходе очередного сражения Бееренброк успел отправить к земле 3 советских самолета. Однако в том же бою Ме-109, на котором летал немецкий ас, был подбит. Бееренброк остался жив, но ему пришлось совершить посадку неподалеку от деревни Ляхово, находившейся в 2 километрах от города Велижа Смоленской области. Понятно, что немецкий военнослужащий был взят в плен советскими войсками. Поэтому в тот момент счет боевых вылетов Бееренброка навсегда остановился на цифре 400.
Никто из сослуживцев Бееренброка точно не знал о том, что с ним случилось. Тем не менее большинство из них были уверены в том, что их товарищ перешел на сторону врага. Дело в том, что, как утверждает Михаил Зефиров, немецкие летчики стали замечать, что сразу после исчезновения Франца-Йозефа Бееренброка русские начали использовать те же самые тактические приемы и уловки, которыми прежде пользовались они сами. Мало того, некоторые германские летчики считали, что Бееренброк нередко и сам усаживался за штурвал советского самолета. Несмотря на то, что никаких документальных подтверждений подобным слухам не нашлось до сих пор, у немцев были все основания так думать.
Бееренброк-антифашист
Если верить Михаилу Габовичу, автору книги «Память о войне 60 лет спустя: Россия, Германия, Европа», у Франца-Йозефа Бееренброка только отец был немцем, мать же являлась русской по национальности. Более того, по словам Габовича, Бееренброк даже родился в России. Кстати, кое в чем сослуживцы аса все-таки оказались правы. Как пишет в издании «Небо вторжения. Горячее небо 1941 года» Михаил Кудинов, в 1943 году, будучи в советском плену, Бееренброк совместно с бывшим командиром 51-го армейского корпуса, генералом артиллерии Вальтером фон Зейдлиц-Курцбахом основал антифашистскую организацию «Союз немецких офицеров», которая впоследствии присоединилась к комитету «Свободная Германия».
После победы над фашистской Германией многие члены комитета вернулись на родину, в Германию. Среди них был и Франц-Йозеф Бееренброк. Правда, летчик оказался дома лишь в 1949 году. Впрочем, Бееренброку все равно повезло: он продолжил службу в авиации. По крайней мере Константин Залесский в своей книге «"Элита" Гитлера во Второй Мировой. Кто был кто в Третьем Рейхе» упоминает о том, что после войны Бееренброк служил в ВВС ФРГ. Кроме того судьба отмерила одному из самых результативных летчиков Люфтваффе долгую жизнь. Франц-Йозеф Бееренброк скончался в городе Морсбах, расположенном неподалеку от Кельна, в 2004 году в возрасте 84 лет.