19/10/22

Французский «Титаник»: как советские моряки спасли 438 человек с горящего лайнера

Круизный лайнер «Жорж Филиппар», построенный в 1932 году, едва не стал французским «Титаником». Действительно, оба судна создавались по последнему слову техники, представляли собой настоящие плавучие дворцы (разумеется, для пассажиров первого класса), а также совершили всего по одному рейсу. Однако если причиной трагедии в северной Атлантике стал айсберг, то французский лайнер столкнулся с более беспощадным бедствием. Пожар, вспыхнувший в одной из кают, за считанные минуты распространился по всему судну. Однако по счастливой случайности большей части пассажиров лайнера «Жорж Филиппар» удалось спастись. И это, пожалуй, одна из немногих историй о том, как предотвратить гибель людей помогло именно игнорирование правил техники безопасности.

Первый круиз

Океанский лайнер «Жорж Филиппар» был просто средоточием роскоши и новейших технологий. Помимо бассейна из голубого мрамора, теннисных кортов и турецкой бани, судно могло похвастаться практически полной электрификацией. Под лакированными деревянными панелями скрывались сотни метров высоковольтных кабелей. И хотя еще на стадии проектирования перегрев кабелей вызывал множество нареканий, от задумки решили не отказываться.

Стоит отметить, что недолгая биография лайнера связана сразу с несколькими пожарами. Так, в 1928 году сгорел лайнер «Поль Лакат», на замену которому компания Messageries Maritimes и заказала судно, впоследствии названное «Жорж Филиппар». Первый пожар на нем произошел в декабре 1930 года, когда он был спущен на воду и вовсю шли отделочные работы. Однако это возгорание удалось вовремя локализовать и огонь не нанес судну существенных повреждений.

Спустя несколько месяцев «Жорж Филиппар» отправился в свой первый рейс. Посетив ряд крупных азиатских портов, таких как Йокогама, Шанхай и Коломбо, лайнер взял курс на родные французские берега. Ничто не предвещало беды: пассажиры загорали на шезлонгах, купались в бассейне и любовались синей гладью Индийского океана.

Каюта №5

В половине второго ночи пассажирка каюты №5 палубы D мадам Валентин обратила внимание, что лампочки освещения очень тускло горят. Провода оказались очень горячими на ощупь, поэтому женщина попросила вахтенного штурмана вызвать электрика. Однако электрик так и не появился, поэтому женщина решила обратиться напрямую к капитану. Примерно в это же время старший помощник капитана Жан Паоли заметил, что система поиска очагов возгорания сигнализирует о пожаре в трюме №5. Взяв с собой двух людей, Паоли спустился в трюм, где все оказалось в полном порядке. Уже в коридоре он столкнулся с мадам Валентин, которая рассказала о своей проблеме. Однако ценное время было упущено. В 2 часа 15 минут старший помощник разбудил капитана и поставил его перед фактом: на судне начался пожар.

Злую шутку сыграли декоративные панели. Огонь мгновенно пожирал дерево и вскоре охватил весь корабль. Часть пассажиров погибла сразу, задохнувшись угарным газом прямо в своих каютах. Огонь и дым очень быстро заблокировали доступ к резервным дизельным генераторам и радиостанция обесточилась. С корабля успели подать лишь несколько сигналов бедствия. Осложнило задачу и то, что из-за пожара на воду удалось спустить только шесть из двадцати шлюпок.

Остальным пассажирам пришлось довольствоваться лишь спасательными жилетами. Однако, в отличие от крушения «Титаника», погодные условия были на стороне человека. Все дни до трагедии стояла сильная жара, поэтому пассажиры могли достаточно долго находиться в воде без риска обморожения. И все же на горящем судне продолжали оставаться сотни людей, которые уже отчаялись получить какую-либо помощь.

Советская нефть

Той же ночью недалеко от места трагедии оказался одесский танкер «Советская нефть», который совершал по этому маршруту регулярные рейсы, доставляя топливо во Владивосток. В начале третьего штурман В. Шабля заметил яркую точку. При ближайшем рассмотрении оказалось, что по левому борту от «Советской нефти» находится горящее судно. А поскольку на сигналы незнакомый объект не отвечал, советские моряки решили, что дело совсем плохо и судну требуется незамедлительная помощь.

Однако было одно достаточно серьезное препятствие. Да, танкер следовал без груза, однако его резервуары не были дегазированы. Поэтому любое сближение с горящим лайнером могло привести к возгоранию и взрыву. Но поскольку поблизости не было никакого другого судна, капитан танкера решил рискнуть ради спасения людей на лайнере. Он приказал максимально плотно задраить все люки, приготовить приспособления для тушения пожара и все спасательные шлюпки.

К 4 часам утра «Советская нефть» достигла места крушения. Зрелище было ужасающим: 50-метровое пламя, охватившее весь лайнер, треск и крики барахтающихся в воде людей. Практически вся команда танкера погрузилась в шлюпки и отправилась на спасение французов. На борту остался лишь капитан, судовой врач, рулевой и люди в машинном отделении. За 4 часа операции советские моряки спасли 438 пассажиров французского лайнера. На танкере был развернут лазарет, где оказывалась помощь всем, кто получил ожоги разной степени тяжести. Около 6 утра на место пожара прибыл английский пароход «Махсуд», который поднял на борт еще 160 человек. Также британцы смогли вытащить из воды тела 54 пассажиров, которые удалось найти.

Днем танкер передал спасенных пассажиров другому французскому судну «Андре Лебон», после чего продолжил свой путь в одесский порт. Однако история на этом не закончилась. Французы щедро наградили спасителей своих граждан. Капитан «Советской нефти» Александр Алексеев получил от компании Messageries Maritimes золотые часы и именной секстан, а французское правительство наградило экипаж золотыми и серебряными медалями, а самому танкеру гарантировало беспошлинный заход в порты как на территории Франции, так и ее многочисленных колоний.

«Жорж Филиппар», подрейфовав некоторое время в Аденском заливе, полностью сгорел и ушел на дно, вместе с ценными уликами. Во время судебного разбирательства вскрылось, что компания, занимавшаяся постройкой лайнера, скрыла не только факт пожара во время отделки судна, но и серьезные проблемы с проводкой и системой оповещения.

Дело в том, что создатели «Жоржа Филиппара» стремились всеми способами сдать судно к сроку, чтобы избежать санкций. Поэтому систему электропроводки решили не дорабатывать. Более того, во французских СМИ долго ходили слухи об умышленном поджоге судна ради получения страховки. Тем не менее мы уже никогда не узнаем как все было на самом деле, ведь все улики вот уже почти век покоятся на дне Аденского залива.