Можно очень по-разному оценивать решение командования о политике «выжженной земли» в страшные месяцы осени 1941 года, когда немцы рвались к Москве. Но даже самым ярым критикам не придет в голову подвергать сомнению мужество и стойкость Зои Космодемьянской, схваченной немцами при поджоге домов в деревне Петрищево. Зоя была бойцом разведывательно-диверсионной партизанской части 9903 штаба Западного фронта и выполняла приказ.
Как Зоя попала в плен
Как известно, Зоя была одной из двух тысяч комсомольцев, явившихся 31 октября к месту сбора добровольцев диверсионной школы. Сначала ее не хотели брать. Уполномоченный по диверсионной работе на Западном фронте майор Спрогис отклонил ее кандидатуру: диверсантка не может быть такой хрупкой и такой красивой, слишком уж заметной. Однако, Зоя добилась своего. Она была зачислена в группу красноармейца Проворова, в которой кроме нее было еще 10 человек. В том числе и Василий Клубков, ставший комсоргом группы. Второй группой командовал красноармеец Крайнов.
После трехдневного обучения юные диверсанты, в большинстве своем вчерашние школьники, были отправлены в район Рузы с заданием сжечь ряд деревень, в том числе и деревню Петрищево, где был расквартирован немецкий батальон. Это было в последних числах ноября. У соседней деревни Головково они наткнулись на охрану. Часть бойцов попала в плен, часть рассеялась в лесу.
Объединившись на следующий день под командованием оставшегося в живых Крайнова, диверсанты приняли решение выполнить задание. Борис Крайнов, Василий Клубков и Зоя Космодемьянская распределили деревню на участки и разошлись каждый в свою сторону. Очень скоро там, где действовали Космодемьянская и Крайнов запылал огонь. Клубков пожара устроить не смог и попался в плен.
Зоя по одной из версий, известной с советских времен, была схвачена у самой подожженной ею конюшни. Ее заметил назначенный оккупантами староста из числа местных, и сообщил немцам, за что и был награжден бутылкой шнапса. Гораздо позднее, уже после того, как были рассекречены документы, хранившиеся в архивах ФСБ, стало известно, что Зою выдал Василий Клубков, схваченный немцами раньше. Зоя подожгла сарай и уходила в лес. Она могла бы спастись. Но немцы, знавшие от Клубкова, что он был не один, подняли тревогу и задержали Зою у самой околицы Петрищева. Ее привели в ту же избу, где находился Клубков, и он опознал ее, как диверсантку. С этого момента судьба девушки была решена.
Допрос Космодемьянской
История последних часов жизни Зои Космодемьянской известна со слов жителей Петрищево, ставших очевидцами происшедшего, а также из допросов Клубкова. Вначале, когда Зою только привели в избу, и немцы, сняв с нее подшлемник, увидели, что это девушка, было много изумленных возгласов: «Партизан, фрау партизан!». Ее быстро обыскали, нашли бутылку с зажигательной смесью.
Затем Зою, связав ей руки за спиной, привели в штаб, где ее и увидел Клубков.
Начались расспросы. У Зои спрашивали, кто она, где находятся другие бойцы ее отряда, что еще они должны поджечь. Девушка ответила на вопрос, как ее зовут, назвавшись Таней - в честь Татьяны Соломахи, героини гражданской войны, замученной белогвардейцами. Она сказала, что подожгла три дома, а на остальные вопросы отвечать отказалась.
На протяжении всей войны немцы никогда не церемонились с захваченными разведчиками и диверсантами. К ним применяли крайне жестокие методы дознания. Порка ремнями, палками, обливание водой на морозе. Это пришлось пережить и Зое. Она так мужественно переносила истязания, что у командующего экзекуцией немецкого офицера не выдержали нервы, и, во время одной из порок, он схватился за голову и выбежал из комнаты.
Поняв, что Зоя ничего не скажет, избиение прекратили. Однако, пленницу в покое не оставили. Немцы подносили к лицу Зои горящие спички, когда она попросила пить, сделали вид, что хотят напоить ее керосином, проводили по спине пилой. А затем – снова босиком на мороз.
Все это время, как единодушно показали все жители деревни, Зоя держалась очень стойко. Она не отвечала на вопросы, не просила пощады, не плакала и лишь иногда стонала.
На следующее утро после еще одного короткого допроса – на сей раз обошлось без истязаний – Зою вывели к приготовленной виселице и казнили на глазах у всех петрищевцев. Перед смертью Зоя успела сказать: «Победа будет за нами. Сколько не вешайте, всех не перевешаете! Нас 170 миллионов, за меня отомстят товарищи».
Как об этом стало известно
Немцы не давали снять Зою почти месяц. Лишь перед самым отступлением немцы позволили местным жителям снять и похоронить ее. А когда Подмосковье было очищено от оккупантов, в Петрищево появился корреспондент «Правды» Петр Лидов, узнавший о казни неизвестной девушки. Из очерка «Таня», опубликованного в январе 1942 года, о подвиге Космодемьянской узнала вся страна.
Впоследствии показания петрищевцев подтвердил и Василий Клубков. Он в начале января 1942 года явился в разведотдел Западного фронта и рассказал, что был взят в плен, но бежал, и вот, только теперь добрался до своих. У товарищей возникли подозрения: очень уж путано Клубков рассказывал о том, что с ним произошло, ни разу не поинтересовался судьбой Зои, и откровенно врал, когда шла речь о диверсионных поджогах. Известно, что Клубков не смог поджечь ни одного дома, а он заявил, что ему удалось спалить одну хату с немцами. Словом, после недолгого расследования Клубков признался, что предал Зою, и что согласился на сотрудничество с Абвером. Предатель был расстрелян.
Зоя Космодемьянская стала первой женщиной, удостоенной звания Героя Советского Союза. А еще имя этой девушки навеки останется символом несгибаемой стойкости и преданности долгу.