В революционной борьбе члены большевистской партии не брезговали откровенным криминалом. Любой способ, который мог бы пополнить партийную кассу, считался приемлемым. Если надо было проливать кровь - коммунисты это делали. Известно, что молодой Сталин тоже принимал участие в разбойных налетах.
Ход налета
Историк Роман Бракман упоминает о том, что будущий генералиссимус Сталин участвовал в разбойном нападении. Он ссылается на версию, согласно которой Макс Валлах, Иосиф Сталин и Симон Тер-Петросян (известный под прозвищем Камо) занимались подготовкой разбойного нападения по поручению Ленина, который в то время находился в Берлине.
Камо проводил практическое руководство нападением на инкассаторов. По данным книги историка Акима Арутюнова, в преступлении также принимали участие Елисо Ломидзе, Датико Чиабришвили, Бочуа Куприашвили, Степко Инцкирвели, Вано Каландадзе, и две женщины - Аннета Сулаквелидзе и Пация Голдава.
Девушки следили за маршрутом инкассаторов, предупреждали сообщников и помогали скрыться после нападения в лабиринте узких тбилисских улочек.
Изначально революционеры бросили несколько бомб в сторону экипажа. Установить число "адских машинок" непросто - по разным данным их было восемь, во всяком случае именно это число назвал караульный Жиляев упоминал во время допроса.
Потом Камо, переодетый в офицерскую форму, догнал лошадей, влачивших экипаж и, отстреливаясь из револьвера, захватил два мешка с деньгами. После этого нападавшие скрылись. Никто из них не был задержан.
Мнения по роли Сталина в преступлении противоречивы. С одной стороны, Роман Бракман утверждает, что Сталин был осведомителем царской охранки и потенциально мог предупредить полицию о нападении. Историк считает, что Сталин не принимал активного участия в налете, а просто наблюдал за процессом со стороны.
С другой стороны - в своих воспоминаниях бывший член РСДРП Татьяна Вулих утверждала, что Сталин стоял за проведением всех налетов, организованных боевой организацией партии социал-демократов в начале 1900-х годов. Однако, лично он никогда не участвовал в экспроприациях.
Судьбы преступников
Журналисты из издания New Times провели расследование, благодаря которому стало известно, как закончилась жизнь четырех участников нападения на инкассаторский фургон. На момент нападения Елисо Ломидзе и Пация Голдава уже страдали туберкулезом, который и свел их в могилу. Ломидзе умер от болезни в 1917 году, после освобождения из сибирской ссылки в результате Февральской революции, тогда как Голдава прожила несколько лет после нападения и тоже умерла от болезни. Вано Каландадзе был застрелен в Баку при сопротивлении жандармам.
Судя по всему, дольше всего из экспроприаторов прожил Камо, который был руководителем боевой группировки. По словам его вдовы, Софьи Медведевой, в 1907 году он был арестован в Берлине, где в его квартире было найдено оружие, взрывчатка и запрещенная революционная литература. Чтобы избежать выдачи в Россию, Тер-Петросян симулировал сумасшествие в тюрьме, а позже смог бежать.
В Париже он встретился с Лениным, а по возвращении в Россию пытался организовать новое нападение на Корджокском шоссе, но, правда, безуспешно.
Камо был снова арестован и приговорен к повешению по каждому из четырех инкриминируемых ему преступлений. Однако, в связи с объявлением амнистии по случаю 300-летия дома Романовых, смертный приговор был заменен на 20-летнюю каторгу. После освобождения из Харьковской тюрьмы в результате Февральской революции, Камо принял активное участие в борьбе против Белого движения на Северном Кавказе. Впоследствии он работал в Внешторге и Наркомфине Грузии. Любопытно, что он был глубоко лично симпатичен Ленину
Жизнь Камо оборвалась неожиданно: в 1922 году он был насмерть сбит грузовиком, когда ехал на велосипеде.