Боевые аэросани впервые получили применение в русской армии еще в Первую мировую войну, в основном, как транспортное средство. В Великую Отечественную перед ними были поставлены уже более серьезные задачи. Командир 16-й армии Константин Рокоссовский отмечал в своих мемуарах значимую роль аэросанных боевых и транспортных батальонов в битве за Москву.
Что они из себя представляли
В книге Вячеслава Федорова «Оружие Победы» описывается, что в Канавинском филиале Горьковского автозавода с 1941 по 1943 годы было выпущено 309 модернизированных аэросаней ГАЗ-98. Дорогостоящий авиационный мотор заменили на двигатель от серийной советской легковушки ГАЗ М-1 (в простонародье «эмки») мощностью 50 лошадиных сил. Двухлопастный металлический воздушный винт стал функциональнее прежнего деревянного – аэросани теперь могли передвигаться по дороге в лесу или перелеске, там, где прежде для них пути не было.
У ГАЗ-98 были четыре лыжи, две передние – управляемые. Экипаж аэросаней состоял из водителя и стрелка-пулеметчика. Корпус фанерный, в темное время суток путь ГАЗ-98 освещала автомобильная фара, установленная в носовой части аэросаней. Топливный бак вмещал 80 л горючего. Танковый пулемет Дегтярева на аэросанях крепился на турельной установке с учетом возможности вращения на 300 градусов. В ГАЗ-98 имелся боезапас из 10 магазинов к пулемету и специальные ниши для ручных гранат.
Длина аэросаней ГАЗ-98 составляла немногим более 5 м, ширина – 2,5 м, высота – 2,7 м. Вес зимней боевой машины в снаряженном состоянии составлял 900 кг, максимальная скорость аэросаней могла достичь 50 км/ч.
Боевое применение «снежных тачанок»
В «Обзоре военных действий аэросанных частей в Отечественной войне», выпущенном для служебного пользования Воениздатом в 1944 году, сообщалось, что область применения боевых аэросаней была широчайшей – их использовали для разведывательных целей, связи между штабами и передовой, аэросани патрулировали отдельные участки фронта, на них охраняли стратегические объекты. Кроме того, они осуществляли огневую поддержку батальонов лыжников.
Транспортные подразделения занимались перевозкой живой силы и эвакуацией раненых, подвозом грузов и боеприпасов, доставкой пулеметов, минометов и буксировкой противотанковых орудий на передовую, установкой дымовых завес.
В январе 1942 года десятки ГАЗ-98 в составе боевых и транспортных аэросанных батальонов действовали в Подмосковье. Константин Рокоссовский в мемуарах «Солдатский долг» рассказывал о боевых достижениях аэросанной роты, оказавшей 16-й армии «очень крепкую помощь». В советский тыл как-то зашли две роты немецких лыжников и взяли под контроль дорогу, по которой осуществлялось снабжение правого крыла армии Рокоссовского. Положение было критическим, необходимо было незамедлительно зачистить этот участок от немцев.
Стремительно выдвинувшаяся в занятый гитлеровцами район аэросанная рота с ходу атаковала немцев и, поливая на ходу пулеметным огнем, обратила их в бегство: вражеские лыжники, по показаниям захваченных пленных, думали, что наступают советские танки. Пораженные увиденным, гитлеровцы никак не могли понять, почему эти бронемашины так быстро передвигаются, будто летят по глубоким сугробам.
В «Обзоре военных действий аэросанных частей в Отечественной войне» описываются десятки эпизодов, когда в 1942-1943 годах успешные действия «снежных тачанок» решали исход операций и на других участках фронтов. К примеру, в районе Сухиничей (февраль 1942 года) в результате контратаки роты боевых аэросаней понесшее большие потери подразделение немецких лыжников было отброшено, и занятый советскими войсками плацдарм удалось сохранить.
Транспортные возможности боевых аэросаней также были большими. Согласно информации «Обзора», лишь за 2 февральских дня 1943 года тремя аэросанными батальонами было перевезено 22 пушки-«сорокапятки», 28 пулеметов и минометов, свыше 300 ящиков мин и гранат, 900 ящиков патронов и свыше 5 тысяч единиц снарядов, более 5 тонн продовольствия, доставлено на огневые позиции 5 рот солдат, эвакуировано с поля боя 840 раненых.
… После зимы 1943 года на боевых участках Великой Отечественной войны ГАЗ-98, равно как и «снежные тачанки» других модификаций, больше не использовались: РККА, громя противника, выдвигалась в малоснежные районы СССР – эти территории были уже не для аэросаней.