Где Красная Армия пыталась устроить немцам первый «Сталинград»

В Советском Союзе наступательным операциям 1943 года, приведшим к окружению немецких войск, давали неофициальные названия «Сталинград». Так появились «второй Сталинград» (Корсунь-Шевченковская операция) и «третий Сталинград» (Каменец-Подольский котел). Правда, в отличие от битвы на Волге, в остальных случаях такого же результата достичь не удалось — немцы из котлов вырвались.

По аналогии с этими сражениями, Демянскую наступательную операцию можно было бы назвать «нулевой Сталинград». Потому что проводилась она задолго до начала Сталинградской битвы, но удержать в «котле», а тем более разгромить, окруженную немецкую группировку не удалось.

Наступление Северо-Западного фронта

После успешного наступления под Москвой, советское командование стремилось не останавливаться и развивать успех сразу на всех фронтах. Перед Северо-Западным фронтом были поставлены весьма амбициозные задачи. Следовало прорвать немецкую оборону между озерами Ильмень и Селигер, и выйти в глубокий тыл группы армий «Север». Ближайшей целью было взять города Холм, Демянск и Старая Русса.

Задача прорыва обороны не выглядела слишком сложной, так как сплошной линии фронта не было. Немцы имели на этом участке фронта систему отдельных оборонительных пунктов в деревнях, на развилках дорог, у мостов и т.д.

Командование фронтом обратилось к разработанному ещё осенью 1941 года плану по окружению немецких войск в районе Демянска. Тогда им воспользоваться не смогли, но в феврале 42-го он пригодился.

В результате наступления не удалось взять ни Холм, ни Старую Руссу. Но в районе Демянска наши войска окружили немцев. В «котёл» попало шесть дивизий и отдельные части, всего 70-90 тысяч человек.

Демянский воздушный мост

Снабжение группировки, окруженной в Демянском «котле», по воздуху, историки считают самой удачной из всех операций подобного рода.

С одной стороны, немцы имели в «котле» всего два аэродрома, из которых один был крайне сложным для посадки транспортных самолётов. Поэтому полёты ночью были невозможны.

С другой стороны, советская авиация и ПВО довольно небрежно отнеслись к немецкому «воздушному мосту». Немцы подвозили подкрепления и грузы, вывозили раненых и практически полностью обеспечили окружённые войска всем необходимым. Параллельно шло снабжение по воздуху войск, окруженных в городе Холм, где обстановка оказалось более сложной — самолетам там негде было сесть, и грузы сбрасывали на парашютах.

Советское командование даже не давало авиации специальных указаний по предотвращению воздушного сообщения. Истребители работали по транспортникам в рамках обычной боевой деятельности. Как особо обращают внимание в своей работе «Демянск. Сталинградская прелюдия», А. Заблотский и Р. Ларинцев, не было даже попыток нанесения ударов по немецким аэродромам. По данным этих же авторов, подробно описавших операции по воздушному снабжению войск в Демянском котле, потери Люфтваффе составили 116 транспортных машин.

Стоит упомянуть и двух известных советских лётчиков, имена которых связаны именно с этой операцией. Здесь в воздушных боях погиб Тимур Фрунзе и был сбит Алексей Маресьев. Именно из лесов под Демянском прототип героя «Повести о настоящем человеке» выбирался восемнадцать суток.

Самый необычный воздушный десант

Несмотря на то, что «котёл» немцам устроили, дальше этого у советских войск дело не пошло. Прорвать оборону не смогли ни на одном участке, окруженные стояли твердо и не отдавали даже метра. Не добившись ничего, кроме потерь атаками в лоб, командование фронта решило бить врага изнутри, высадив внутри «котла» воздушный десант.

Для этой операции было выделено три воздушно-десантных бригады, всего около 9,5 тыс. человек. Как пишет в своей книге «Демянское побоище. "Упущенный триумф Сталина" или "пиррова победа Гитлера"?», А.П. Симаков, большую часть личного состава составляла необученная и необстрелянная молодежь.

Задачей десанта было уничтожить штаб немецкого 2-го корпуса (руководившего войсками в «котле»), аэродром, на который прибывают грузы, после чего совместными действиями с ударной группой фронта прорвать немецкую оборону с двух сторон.

Изначально планировали выбрасывать десант с самолётов, и даже одно подразделение было высажено для подготовки местности к десантированию. Но потом, в первую очередь из-за отсутствия транспортных самолётов, десант отправили прямо через линию фронта своим ходом. По болотам и чащобам бригады легко вышли в тыл врага.

Немцами десант был сразу обнаружен, после чего части дивизии СС «Мёртвая голова» начали его ликвидацию.

Ситуация усложнялась отсутствием боеприпасов и продовольствия. Всё, что десантники принесли с собой, быстро закончилась. Бойцы голодали, из-за отсутствия продуктов приходилось нападать на немецкие склады, что приводило к дополнительным потерям. В результате десант был уничтожен почти полностью, к своим вышло и было вывезено раненых не более полутора тысяч человек.

«Котёл» превращается в плацдарм

В апреле 1942 года немцы начали операцию по деблокаде «котла». Изнутри,  наносила удар дивизия СС «Мёртвая голова». В начале мая был пробит коридор шириной менее 10 км в районе деревни Рамушево. Советским войскам так и не удалось ликвидировать «Рамушевский коридор».

Демянский плацдарм имел огромное значение. Он сковывал значительные силы, как РККА, так и вермахта. Немецкое командование рассматривало плацдарм как исходный район для действий по окружению Калининского фронта.

Советское командование с лета 1942 до зимы 1943 года провело девять операций по ликвидации плацдарма, не давших никакого результата. Лишь в феврале 1943 года немецкие войска сами оставили его с минимальными потерями, так и не позволив Красной Армии превратить Демянский плацдарм в ещё один «Сталинград».