Первый раз русские войска взяли Берлин во время Семилетней войны. Прусский король Фридрих II называл её «войной трёх баб». Потому как сражаться ему приходилось с Австрией, которой правила императрица Мария-Терезия, с Россией, где на троне была императрица Елизавета, и с Францией, где всем заправляла королевская фаворитка мадам де Помпадур. Австрийскую армию Фридрих не уважал, а их союзников саксонцев не только окружил и взял в плен в первом же сражении, но ещё и заставил воевать в своей армии. К французской армии, которая хоть и считалась тогда лучшей в Европе, тоже относился с презрением и легко её побеждал. Русскую армию Фридрих сначала считал сборищем варваров, с которыми недостойно сражаться. А потому военными действиями против русских лично не командовал, поручая это своим фельдмаршалам.
В ходе войны это мнение изменилось. В своей книге «История русской армии» историк Александр Керсновский приводит характерный факт. Когда через несколько лет после окончания Семилетней войны русский полководец Пётр Алексеевич Румянцев прибыл в Берлин по делам, по приказу Фридриха весь генеральный штаб прусской армии во главе с монархом явился к нему на квартиру со шляпами в руках, чтобы засвидетельствовать своё почтение.
Причины уважать нашу армию у прусского короля были более чем серьёзные. Сначала русская армия заняла Восточную Пруссию. И не просто заняла, а присоединила к России и заставила всех жителей, включая великого философа Эммануила Канта, принести присягу на верность.
Потом русская армия разбила наголову пруссаков при Гросс-Егерсдорфе, правда, самого Фридриха там не было. После сражение при Цорнсдорфе, которое закончилось только потому, что обе стороны из-за огромных потерь были не в силах его продолжить, Фридрих сказал историческую фразу: «Этих людей легче перебить, чем победить!» А в сражении при Куннерсдорфе прусская армия под командованием Фридриха была разбита наголову. Сам король чуть не попал в плен, и его шляпу принесли генерал-аншефу Петру Семёновичу Салтыкову как трофей. Лишь несогласованность союзников и политические мотивы не дали тогда взять Берлин и закончить войну.
Берлин взяли через год после Куннерсдорфского сражения. В 1760 году русский отряд под командованием генерала Готтлоба Курта Генриха фон Тотлебена подошёл к Берлину и пытался взять его штурмом. Но штурм был отбит, и на помощь Тотлебену подошёл отряд генерала Чернышёва, к Берлину также спешил отряд генерала Панина. Прусские войска, стоявшие гарнизоном в столице, не захотели подвергать город риску и, понимая, что в случае штурма будут большие разрушения, ушли.
Пришедшие вместе с русскими войсками австрийцы под командованием генерала Ласси пытались грабить город, но в этом им помешали русские солдаты. О чём, видимо, жители Берлина не забыли. Удерживать город не было смысла, поэтому через несколько дней русские и австрийские войска покинули Берлин.
Генералы Чернышёв и Панин были повышены в званиях и получили ордена, а вот генерал Тотлебен хоть и представлен к наградам, почему-то их не получил. Все полки, вошедшие в Берлин (девять пехотных и два кавалерийских), получили серебряные трубы «за взятие Берлина 28 сентября 1760 года».
По существовавшей тогда традиции символические ключи от города были вручены русскому генералу. Как пишут в некоторых источниках, ключи вручили за «человечное отношение к местным жителям».
Многие историки пишут, что когда в 1941 году Гитлер хотел захватить Ленинград, то одной из его целей были и ключи от столицы Германии, которые были переданы на вечное хранение в Казанский собор Санкт-Петербурга и хранились рядом с могилой Кутузова. Есть также информация и о том, что во время штурма Берлина в 1945 году некоторым участникам вручали точные копии ключей от города, хранившихся в Казанском соборе.
Во всём этом есть одна нестыковка. Как уверяют сотрудники Государственного Эрмитажа, в Казанском кафедральном соборе ключей от Берлина нет и никогда не было. И действительно, никто ключей в соборе не видел, нет их фотографий. В соборе хранились ключи от 97 городов, взятых русской армией, но начиная с 1813 года. Часть из них ныне в Москве, а шесть до сих пор находятся рядом с могилой Кутузова.
И всё же ключи от Берлина были. Генерал Захарий Григорьевич Чернышёв привёз их в Россию, в своё имение Ярополец. Ключи хранились в алтаре храма Казанской иконы Божией Матери, построенном по инициативе Чернышёва. После революции усадьба пришла в запустение, уникальный памятник архитектуры стал разрушаться, всё ценное имущество было разграблено. В 1941 году туда пришли немецкие войска. До сих пор храм стоит в руинах. Что стало с ключами от Берлина – неизвестно.
Собственно, ключи – это лишь символ. И не важно, были они или нет. Важно, что брать Берлин нашей армии было не впервой.