02/12/19

Где в СССР немецких оккупантов встречали с радостью

На обширной территории СССР во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов велась ожесточённая борьба против гитлеровских войск. Между тем, в некоторых регионах страны немецких оккупантов встречали как освободителей и всячески содействовали их беспрепятственному продвижению и закреплению на занятых землях.

Латвия

Латвия, благодаря хитросплетениям советско-германской политики, ставшая 5 августа 1940 года очередной республикой СССР, уже в середине июля 1941 года была полностью захвачена нацистами. Стремительному продвижению фашистов способствовали не только крошечные размеры Латвии и недееспособность застигнутой врасплох Красной Армии, но и лояльность местного населения к войскам вермахта.

Латыши, против которых 16 мая 1941 года была инициирована волна репрессий, направленная на высылку в отдалённые районы СССР антисоветских и криминальных элементов, были крайне недовольны сложившейся ситуацией. Значительная часть местных жителей с радостью поддержала гитлеровцев, видя в них своих защитников и освободителей из социалистического плена.

После немецкой оккупации в стране был создан Латышский добровольческий легион СС, куда вошли полицейские, карательные и националистические формирования общей численностью более 100 000 человек. Ставшие частью немецкой Группы Армий «Север», они беспощадно боролись с партизанами, сторонниками большевизма, евреями и советскими военнопленными. Для этих целей на территории страны было создано 7 «фабрик смерти», в том числе печально известный концентрационный лагерь в Саласпилсе.

Латышские формирования СС бесчинствовали не только в Латвии, но и в Белоруссии, где от их рук гибло ещё и мирное население. В ходе одной только кровавой операции в Россонском районе, названной «Зимнее волшебство» (март 1943 года) латышские коллаборационисты разрушили 158 деревенек, угнали на каторгу в Германию более 2000 человек и заживо сожгли около 15000 местных жителей.

Литва

До начала Великой Отечественной войны Литва успела побывать в составе СССР и вместе с Белоруссией образовать республику Литбел, а в 1919 году, наконец-то, получить суверенитет. Однако уже к 1939 году и без того небольшое государство было вынуждено выполнить германо-польский ультиматум и отдать этим странам сразу два края. Однако эти обстоятельства не вызвали в обществе особой волны возмущения, не в пример той, какая поднялась 3 августа 1940 года после очередного провозглашения Литвы частью СССР.

Именно поэтому 22 июня 1941 года ненавидевшие большевистскую власть литовцы восприняли как благословенную дату, и вместо того, чтобы организовать сопротивление фашистским войскам и помочь базировавшимся на её территории подразделениям Красной Армии, они подняли антисоветское восстание.

Историк Юлия Кантор отмечала, что инициатором мятежа выступал Фронт литовских активистов (ФЛА), координатором которого был сотрудничавший с Абвером посол Литвы в Германии Казис Шкирпа.

Хорошо скоординированные действия мятежников были направлены на «освобождение» Литвы от коммунистов-азиатов, красноармейцев и евреев, а также на всестороннюю помощь германским войскам.

Участники созданного за несколько месяцев до начала ВОВ «Литовского легиона» не только устраивали саботаж в тылу красноармейцев, но и жестоко расправлялись с населением соседней Белоруссии.

Эстония

Ещё одна бывшая провинция Российской империи, Эстония, в 1939 году попавшая в сферу раздела между Германий и СССР, выбирая между коммунизмом и фашизмом, отдала предпочтение второму.

С 22 июля 1940 года входившая в состав Советского союза Эстония с первых же дней Великой Отечественной войны пособничала нацистам. Добровольно вступая в ряды формирования «Омакайтсе», а затем и «Эстонского легиона», местные жители уничтожали приверженцев большевизма, партизан и советских военнопленных. Допустив создание на территории своей страны 25 концлагерей, эстонцы всецело поддерживали антисемитскую фашистскую доктрину, и уже к концу 1941 года их государство, где некогда проживала большая община евреев, отмечалась на немецких картах пометкой «Юденфрай» (свободная от евреев).

Украина

С большими надеждами встречали немецких оккупантов на западе Украинской АССР, который до 1939 года был частью Польши, и где население отличалось антикоммунистическими воззрениями.

После вторжения фашистов на этой территории один за другим начали формироваться коллаборационистские отряды: «Украинская Национальная Армия» (УНА)*, «Всеукраинская Освободительная Армия» (ВОА)* и самая знаменитая «Украинская Повстанческая Армия» (УПА)*, которую возглавлял Степан Бандера.

Чтобы заполучить вожделенную автономию от СССР, руководители военизированных националистических объединений присягали на верность Гитлеру и активно, в меру своих сил, мешали красноармейцам отражать атаки врага.

Белоруссия

Аналогичная картина наблюдалась в Западной Белоруссии с 1921 по 1939 год принадлежавшей Польской Республике, а после присоединённой к СССР. Такой исторический манёвр пришёлся не по душе националистам, населявшим города Белосток, Барановичи, Новогрудка и Вилейка, где были организованы антикоммунистические отряды «Самообороны» («Самааховы»).

В 1944 году, когда советские войска перешли в стадию контрнаступления, белорусские пособники фашизма, объединились в «Белорусскую Краевую Оборону» (БКА), но это не помогло им добиться поставленных целей.

Крым и Северный Кавказ

В постановлении №5859сс «О крымских татарах», принятом 11 мая 1944 года Государственным Комитетом Обороны, были отмечены непатриотичные действия, предпринятые крымскими татарами после появления на полуострове сил вермахта.

Согласно официальным данным, подавляющее большинство крымско-татарских призывников, отправившихся на фронт после начала Великой Отечественной войны дезертировало из армии, а те, кто остался оборонять родные места, массово переходили на сторону противника. Добровольно вступая в организуемые немецким командованием отряды, они активно включились в жестокую борьбу против красноармейцев и партизан, а также участвовали в насильственном угоне советских граждан в Германию.

Симпатизировавшие немцам крымчане входили в разведывательные «Мусульманские комитеты» и «Татарские национальные комитеты», занимавшиеся диверсиями в тылу Красной Армии.

Из желавших отторжения Крыма от СССР местных жителей была создана 1-я Татарская горно-егерская бригада СС, однако, вопреки ожиданиям, фашисты проиграли войну, а участвовавшие в предательстве крымские татары летом 1944 года были депортированы в Узбекскую АССР.

Аналогичная судьба постигла чеченцев и ингушей, которые подверглись переселению в феврале 1944 года. Причиной послужило лояльное отношение горцев к фашистам, намекавшим им на получение после войны суверенитета. Хотя на самом деле нацисты видели в кавказском регионе, не отличавшемся политическою стабильностью, но изобиловавшем природными богатствами, плацдарм для разведывательно-диверсионных работ и подрыва деятельности Красной Армии

* — организация, запрещенная на территории РФ