16 июня 1945 года, за неделю до парада Победы в Москве, в Берлине погиб один из творцов этой Победы – генерал-полковник, Герой Советского Союза, командующий армиями РККА Николай Эрастович Берзарин. В историю он вошел как первый советский комендант Берлина. На этом посту он пробыл всего 54 дня.
Комендант Берлина
Война для Берзарина началась в Прибалтике, и закончилась в Берлине, который штурмовала 5-я ударная армия, находившаяся под его командованием. Именно в штабе его 5-й ударной армии 8 мая 1945 года была подписана немецкая капитуляция.
Еще не отгремели пушки, еще шли уличные бои, а Жуков уже назначил Берзарина военным комендантом и начальником советского гарнизона Берлина. 28 апреля Берзарин подписал свой первый приказ: «О переходе всей полноты власти в Берлине в руки советской военной комендатуры».
В том, как вел себя Николай Эрастович на этом посту, проявилось все великодушие русского национального характера.
Город лежал в руинах, были разрушены все коммуникации, не было запасов продовольствия, перепуганные люди прятались в подвалах разрушенных домов. Берлин был на грани голода и эпидемий.
Но гуманитарной катастрофы не произошло. Спустя буквально несколько недель в Берлине началась раздача продовольственных пайков, заработало метро, приступили к ремонту коммуникаций и разбору завалов. Берзарин жестко пресекал случаи мародерства и насилия по отношению к мирному населению. По всему городу были развешаны плакаты со словами Сталина: «Гитлеры приходят и уходят, а германский народ остается!». Комендант заботился и о том, чтобы в городе функционировало местное самоуправление и оживала культурная жизнь: в Берлине выходили газеты, начались радиопередачи. Советником по культуре советского коменданта был сам Пауль Вегенер – актер и режиссер, создатель немецкого киноэкспрессионизма.
Словом, очень скоро рядовые немцы почувствовали, что жизнь налаживается и новые власти не намерены сводить счеты с мирным населением.
Гибель генерала Берзарина – официальная версия
16 июня комендант Берлина торопился в штаб. Он выехал на мотоцикле с коляской марки «Zündapp», причем за рулем сидел сам, а в коляске разместился его ординарец. Это было привычным делом: генерал Берзарин очень любил мотоциклы и никогда не упускал возможности «порулить» лично.
В 8 часов 15 минут утра на углу Вильгельмштрассе и Шлоссштрассе «цундапп» генерала столкнулся с «фордом» — одним из длинной колонны грузовиков, везших в город стройматериалы. Генерал не справился с управлением (отказали тормоза), и мотоцикл на полном ходу влетел в борт тяжелого автомобиля. Берзарин и его ординарец погибли на месте.
Такова официальная версия случившегося, именно ее Жуков озвучил в телефонном докладе Сталину.
Что в этой версии не так?
Гибель генерала, штурмовавшего Берлин, гибель уже после Победы, вызвала, разумеется, массу домыслов и конспирологических теорий.
Самые «сумасшедшие» из них – что генерал был убит активистами «Вервольфа», и что его убрали люди из НКВД – многие биографы считают несостоятельными. «Вервольф» — отряды, созданные по приказу Гитлера из подростков, женщин и стариков для ведения партизанской войны – структура, во многом, мифическая. Никакого серьезного сопротивления РККА эти отряды не оказали, неизвестно ни одной крупной операции, проведенной силами «Вервольфа». Немецкая «партизанщина» завершилась так и не начавшись, все «вервольфовцы» разбежались по домам, как только была подписана капитуляция.
Мысль о том, что Берзарина убрали сотрудники НКВД тоже кажется сомнительной. Никаких причин для его устранения, да еще столь демонстративного, на глазах у союзников, на тот момент не было.
Однако, при изучении официальной версии гибели коменданта Берлина все равно возникает ряд резонных вопросов.
Прежде всего, как могли отказать тормоза у мотоцикла, на котором ехал сам комендант Берлина? Известно, что обычно Берзарин передвигался на мотоцикле «Harley», а на тяжелый «цундапп» сел едва ли не впервые. Этот мотоцикл с коляской обнаружили накануне в гараже гестапо, и, зная слабость генерала, преподнесли ему в дар. Разумеется, гестаповцы, уходя, могли испортить тормоза, но странно, что мотоцикл не осмотрели наши механики.
Еще одна странность обнаруживается при изучении обстоятельств аварии. Основная версия гласит, что Берзарин пытался «проскочить» между двигавшимися через интервал грузовиками.
Но директор Немецко-русского музея в Берлине Петер Ян, изучая документы и свидетельства очевидцев, излагает другой вариант: мотоцикл налетел на камень (завалов из кирпича и камней в то время на улицах было немало), и мотоциклист вылетел из седла, описав в воздухе дугу.
Есть и такое описание аварии – от генерала Серова, который тоже находился в то время в Берлине: не было никакой колонны, Берзарин налетел на единственный грузовик марки «студебеккер».
При этом можно найти информацию о том, что и сам Берзарин, и шофер грузовика имели в крови изрядную долю алкоголя.
Такое разнообразие в описании аварии, приведшей к гибели очень известного лица, не может не настораживать.
Наконец, некто Фриц Ковиршке – шофер предпринимателя Ашингера, с которым у Берзарина были контакты по поводу снабжения Берлина продовольствием, утверждает, что «охоту» на коменданта начали еще за несколько дней до того. Как-то Берзарин взял у Ашингера спортивный автомобиль, но сам ездил на нем крайне редко. Когда в этом автомобиле были совсем другие лица, он попал в аварию со смертельным исходом на шоссе под Берлином.
Так что, очень может быть, создатели конспирологических теорий в чем-то и правы.