После Сталинградской битвы Маркиан Попов, проявивший в полной мере свои организаторские и боевые таланты, был вызван в Ставку: Сталин решил назначить военачальника командующим фронтом. Однако в назначенный день Попов в Москве не появился. Только на третьи сутки он «удостоил» вождя своим присутствием. Оказалось, Маркиан Михайлович попросту загулял где-то по пути в Ставку.
Талант, образование и удача
Как утверждает Николай Масолов, автор издания «Человек с ружьем: воспоминания, документы, очерки», Маркиан Михайлович Попов родился не в 1902 году, как обычно пишут, а в 1904-м. Попов попросту прибавил себе лишних 2 года для того, чтобы, еще будучи 16-летним юношей, вступить в ряды Красной Армии. Благодаря этой подмене Попову удалось поучаствовать в Гражданской войне, после которой он окончил пехотные курсы, а после — курсы «Выстрел» и Военную академию имени Фрунзе. Впрочем, блестящую военную карьеру Маркиан Михайлович сделал не только благодаря полученному образованию, но и благодаря своей невероятной везучести.
Так, по словам Льва Лурье, автора книги «Ленинградский фронт», на Халхин-Голе Маркиан Попов был заместителем Василия Блюхера, позже арестованного и погибшего во внутренней тюрьме НКВД. Но Попову каким-то чудом удалось избежать репрессий. Кроме того, Попов, как утверждает Павел Ротмистров на страницах издания «Стальная гвардия», был одним из самых талантливых военачальников своего времени. А вот Владимир Бешанов, автор книги «Год 1942 – «учебный»», отзывается о Попове как о «талантливом пьянице». Судя по всему, Маркиан Михайлович действительно не брезговал алкоголем.
Загулявший военачальник
По крайней мере, встречу со Сталиным Маркиан Попов пропустил именно по причине своего пагубного пристрастия к спиртному. Как пишет Олег Смыслов в своей книге «Окопная правда войны», с октября 1942 по апрель 1943 годов Попов занимал должность заместителя командующего Сталинградским и Юго-Западным фронтами. Он отлично проявил себя во время легендарной Сталинградской битве в качестве командира 5-й Ударной армии. Именно благодаря заслугам военачальника в упомянутом сражении его и решено было назначить командующим войсками фронта. Попова вызвали в Ставку. Подобного рода приказы, как правило, исполнялись молниеносно. Однако генерал не спешил на встречу с вождем.
Маркиан Попов, загулявший где-то по дороге в Ставку, явился к Сталину лишь на третьи сутки. Однако Сталин, если верить Феликсу Чуеву, автору издания «Солдаты империи», вместо того, чтобы дать Попову нагоняй, рассказал ему историю времен Гражданской войны. Тогда Ленин велел Иосифу Виссарионовичу разобраться с одним командиром, злоупотреблявшим алкоголем. Однако подчиненные за пьяницу заступились, сказав, что тот пьет только тогда, когда нечем заняться. После этого командира попросту завалили работой для того, чтобы он и минуту не мог выкроить для рюмки.
Дважды генерал армии
Вообще, как писал в своих мемуарах «Дальняя бомбардировочная» маршал Александр Голованов, Сталин любил говорить: «С недостатками бороться можно и исправить их можно. А вот новой головы человеку не поставишь». Поэтому неудивительно, что вождь, зная по какой причине Маркиан Попов не явился в Ставку в срок, тем не менее назначил его командующим войсками Брянского фронта. Попов оправдал надежды Сталина: взять хотя бы небезызвестную Брянскую наступательную операцию, когда были освобождены от неприятеля города Брянск и Бежица. Кстати, в том же 1943 году Маркиан Михайлович получил новое звание – генерал армии.
Однако, если верить Александру Печенкину, автору книги «Высший командный состав Красной армии в годы Второй Мировой войны», уже в феврале 1944 года за неудачное проведение операции Маркиан Попов был снят с должности тогда уже командующего Прибалтийским фронтом, переведен в начальники штаба 2-го Прибалтийского и Ленинградского фронтов (последним Попов командовал в самом начале войны) и понижен в звании до генерал-полковника. Тем не менее после победы Попов остался в вооруженных силах. Маркиан Михайлович снова удостоился звания генерала армии в 1953 году.