06/05/22

Генерал Шебаршин: почему он стал «шефом» КГБ всего на один день

Леонида Владимировича Шебаршина можно смело назвать «антирекордсменом» по продолжительности председательства в Комитете государственной безопасности. Этот пост после ареста прежнего руководителя КГБ СССР Владимира Крючкова Шебаршин занимал всего одни сутки. Исполнять обязанности председателя комитета ему доверил Горбачев. Он же его и снял.

От переводчика до зама председателя КГБ

Леонид Владимирович Шебаршин родился в 1935 году в Москве в семье заместителя директора рыбного магазина. Как пишет Александр Колпакиди, автор книги «Щит и меч. Руководители органов госбезопасности», окончив школу с серебряной медалью, Шебаршин в 1952 году стал студентом Московского института востоковедения, где изучал язык урду. В 1954 году институт востоковедения вошел в состав МГИМО и Шебаршин, окончив восточный факультет этого института, получил диплом индолога и был направлен на работу в Пакистан. Там он занимал должность помощника и переводчика посла. Буквально через несколько месяцев Леонид Владимирович стал атташе, а затем секретарем посольства СССР в Пакистане. В начале 1960-х годов он вернулся на родину и стал работать в отделе Юго-Восточной Азии Министерства иностранных дел страны.

Сотрудничать с внешней разведкой Шебаршин начал еще в Пакистане, однако кадровым сотрудником КГБ он стал только в 1963 году. В следующем году, как утверждает Леонид Млечин, автор издания «Евгений Примаков», Леонид Шебаршин вновь отправился в Пакистан только теперь уже в качестве помощника резидента внешней разведки. Так началась карьера Шебаршина в органах госбезопасности. В 1983 году, побывав, кроме Пакистана, еще в нескольких заграничных командировках, Леонид Владимирович вернулся в Москву. Через 6 лет он был назначен заместителем председателя КГБ СССР.

Калиф на час

Наверняка Леонид Шебаршин мечтал занять и председательское кресло. Однако точно не при таких обстоятельствах. Дело в том, что в конце августа 1991 года в Советском Союзе произошел путч. В стране появился самопровозглашенный орган власти – так называемый Государственный комитет по чрезвычайному положению. Однако продержался он недолго: 22 августа все причастные к ГКЧП деятели были арестованы. Одним из них числился и председатель КГБ СССР Владимир Крючков. Как утверждает Валерий Поволяев, автор книги «Шебаршин. Воспоминания соратников», Михаил Горбачев срочно созвал совещание, на котором Леонид Шебаршин и был определен на пост исполняющего обязанности председателя КГБ.

Впрочем, как оказалось, Шебаршин стал что называется «калифом на час». Если верить Валентину Колесову, автору издания «Горбачев и другие», ночью Горбачеву позвонил Ельцин, который очень удивлялся тому, что Михаил Сергеевич сделал руководителем комитета «ближайшего человека Крючкова». Горбачев оправдывался тем, что попросту не успел сориентироваться. Несмотря на то, что ни в чем другом Леонида Шебаршина нельзя было упрекнуть, назначение на руководящий пост Вадима Бакатина казалось более выигрышным вариантом. По крайней мере Леонид Млечин, автор книги «История внешней разведки», считает, что такое решение спасло КГБ от полного разгрома.

Трагическая судьба

Уже 23 августа Михаил Горбачев вызвал Леонида Шебаршина в свой кабинет и объявил, что отныне председателем Комитета государственной безопасности следует считать Вадима Бакатина. Шебаршин, по его же собственным словам, на такое решение президента не обиделся. Другое дело, что отношения с Бакатиным у него сразу не заладились. Александр Михайлов, автор книги «Портрет министра в контексте смутного времени: Сергей Степашин», утверждает, что без согласия Шебаршина, который остался на прежней должности начальника разведки, Бакатин назначил ему заместителя. Такая беспардонность так возмутила Шебаршина, что он тут же подал в отставку.

К сожалению, дальнейшая судьба Леонида Шебаршина сложилась трагически. Николай Леонов в предисловии к книге бывшего председателя КГБ «Рука Москвы. Разведка от расцвета до распада» пишет о том, что в последние годы жизни Леонид Владимирович страдал тяжелым нарушением кровообращения, в результате чего он лишился зрения и способности самостоятельно передвигаться. Финальная запись, сделанная нетвердым почерком в дневнике Шебаршина, гласила: «Полностью ослеп». 30 марта 2012 года он покончил с собой.