Генерал Телегин: что стало с главным виновным в «Трофейном деле» Жукова

После окончания Великой Отечественной войны маршал Георгий Жуков был назначен главой Военного Совета Группы советских оккупационных войск в Германии. Деятельность совета была связана в том числе с вывозом из страны вещевого и хозяйственного имущества. Однако больше всего трофеев удалось собрать вовсе не Жукову, а его непосредственному его другу и подчиненному.

Сотни тысяч вещей

Всего из Германии в СССР вывезли более 20 тысяч вагонов вещей, а также 73 494 вагона стройматериалов и так называемого «квартирного имущества»: пианино, роялей, радиоприемников, ковров и домашней мебели, настенных часов и разных видов посуды (в основном, фарфора). Охотно забирали с собой и предметы гардероба: пальто, платья и костюмы, туфли, головные уборы и даже белье. Как минимум 154 вагона были набиты мехами, тканями и шерстью. В Советский Союз отправились тонны зерно- и мясопродуктов, рыба, жиры, семена, табак, 20 миллионов литров спирта и 186 вагонов с вином. На заключительном этапе войны важной задачей стало также собирание исторических и культурных ценностей. Всего из Германии выехало 24 вагона с музейными экспонатами. По мнению немцев, сейчас в России и странах СНГ находится около 200 тысяч вывезенных после войны предметов искусства, два миллиона книг и три километра папок с архивными документами.

Как генерал-лейтенант переплюнул маршала

10 июля 1945 трофейную службу возглавил маршал Георгий Жуков. Одним из членов Военного Совета стал генерал-лейтенант Константин Телегин. В 1947 году он был уволен из армии в результате скандала, связанного с незаконным вручением боевых орденов и медалей двум десяткам артистов, среди которым была известная в то время исполнительница Лидия Русланова. Спустя год последовало куда более суровое наказание: Телегин был арестован по личному распоряжению Сталина в рамках «трофейного дела», фигурантом которого был и Жуков. Говорили, что компромат на маршала и его соратников продолжительное время собирал Лаврентий Берия.

Арест Телегина санкционировал главный военный прокурор Николай Афанасьев, а постановление об аресте завизировал 30 января 1948 года министр госбезопасности СССР Виктор Абакумов. Согласно документам, генерал-лейтенанта задержали по подозрению в «ведении антисоветской деятельности и мародерстве на территории Германии». Впоследствии Телегина осудят на 25 лет лагерей за отправку в родную Новосибирскую область целого эшелона трофеев. Такого количества вещей в личное пользование не забрал даже маршал Жуков. Вот что было указано в донесениях МГБ: «25 апреля 1946 года в 20.00 со станции Берлин в Москву отбыл литерный поезд, состоящий из 10 платформ и вагонов с имуществом Телегина К.Ф. В составе эшелона были: 5 платформ с 8 легковыми автомобилями, одна платформа с запасными частями и моторами к автомашинам, один крытый вагон с имуществом гаража, один крытый вагон с мебелью, два вагона с вещами, упакованными в чемоданы и тюки». Позднее следователями будет изъято у Телегина 16 килограммов серебряных изделий, 218 шерстяных и шелковых отрезов, 21 охотничье ружье, старинный фарфор, ценные французские и фламандские гобелены XVII-XVIII веков. Константин Телегин неоднократно подвергался пыткам со стороны следователей, которые «выбивали» из него нужные показания. В письмах он признавался, что даже просил их поскорее убить его, чтобы прекратить мучения. После подписания признательных показаний Телегина приговорили к 25 годам лишения свободы с конфискацией имущества.

Присвоил или купил?

Существует версия, что вывезенные в СССР вещи Константин Телегин мог приобрести за собственные деньги. Когда информация о признательных показаниях подчиненного дошла до Жукова, он обратился с письмом к секретарю ЦК ВКП(б) Андрею Жданову в котором рассказывал, как, находясь в Лейпциге, предостерегал Телегина от покупки мебельного гарнитура. В одном из материалов «Военно-исторического журнала» приводились выдержки из его приговора, в которых говорилось, что во время пребывания на территории Польши и Германии в 1944-1946 годах Телегин ценные вещи и имущество не «экспроприировал», а «скупал за бесценок». Больше Георгий Жуков о своем подчиненном не распространялся, хотя по словам близких генерал-лейтенанта, маршал высоко ценил Телегина и относился к нему с симпатией. Так мог ли Константин Телегин на личные деньги купить все свои трофеи?

По мнению старшего научного сотрудника Института военной истории капитана 1-го ранга Алексея Шишова, Константин Телегин, как и Георгий Жуков, а также другие офицеры командования группы войск в Германии, вполне могли позволить себе приобретать ценные вещи за деньги. Оклад генерал-лейтенанта в 1945 году составлял 50 тысяч марок – сумма немалая. Но есть несколько нюансов. Во-первых, даже будучи состоятельным человеком, Телегин едва ли мог выкупить целый эшелон, да еще и с таким изысканным грузом. Во-вторых, поверженные немцы как никогда раньше испытывали потребность в деньгах и часто продавали русским дорогие вещи за бесценок. Многие офицеры (а не только Жуков и Телегин) не преминули этим воспользоваться. Вероятнее всего, меньшую часть вывезенных вещей генерал-лейтенант действительно купил, а остальное просто присвоил. После смерти Сталина Константин Телегин был реабилитирован и восстановлен в Вооруженных силах. В годы хрущевской «оттепели» он занимал должность начальника курсов «Выстрел» по политчасти. Изъятые ценности генерал-лейтенанту, разумеется, уже не вернули.