Многие историки считают, что настоящим главой ГКЧП был Владимир Крючков, а Геннадий Янаев, взявший на себя исполнение обязанностей президента страны, номинальным руководителем комитета.Впоследствии он вместе со своими соратниками был арестован. Но несмотря на скорое освобождение, политическую карьеру Геннадий Иванович уже не продолжил.
Руководство ГКЧП
Много лет Геннадий Иванович Янаев посвятил комсомольской, партийной и профсоюзной работе. В декабре 1990 года он занял пост первого и единственного вице-президента Советского Союза. Находясь именно на этой должности, Янаев и стал номинальным руководителем Государственного Комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП). Как пишет М. С. Байнова в издании «История государственного управления в России», в августе 1991 года члены ГКЧП объявили о недееспособности Михаила Горбачева (на самом деле глава страны не был болен, а якобы оказался блокированным в Форосе), в связи с чем, согласно Конституции СССР, исполняющим обязанности президента был назначен Геннадий Янаев.
Как утверждает Юрий Сторчак, автор книги «Русский разлом», 19 августа Борис Ельцин, Руслан Хасбулатов и Иван Силаев в своем официальном обращении заявили, что действия участников ГКЧП есть не что иное как самый настоящий государственный переворот, а потому комитет, пришедший к власти, является незаконным. Утром 21 августа к Горбачеву отправились упомянутый выше Силаев и Александр Руцкой. Михаил Сергеевич вместе со своей семьей благополучно вернулся в Москву, а члены ГКЧП были арестованы. Среди взятых под стражу, по понятным причинам, оказался и Геннадий Янаев, к тому моменту уже подписавший указ о роспуске комитета.
Заключение в Матросской тишине
Геннадий Янаев вместе со своими соратниками был заключен в следственный изолятор «Матросская тишина». Как указано в сборнике «Крючков. КГБ накануне путча», поначалу членов ГКЧП обвинили в измене Родине. Однако через некоторое время в связи с отсутствием состава преступления Генеральная прокуратура данное обвинение с арестованных сняла. В ноябре 1991 года их объявили заговорщиками, намеревавшимися захватить власть. Как писал генерал Валентин Варенников, принимавший непосредственное участие в августовских событиях, в своих мемуарах «Дело ГКЧП», менялись обвинения, шли допросы, а число обвиняемых становилось все меньше. В какой-то момент по причине болезни адвоката выпал из процесса и Геннадий Янаев.
В конце концов в январе 1993 года Янаев и другие члены комитета вышли на свободу, спустя год уголовное преследование в их отношении и вовсе было прекращено: в стране объявили очередную амнистию. Несмотря на то, что согласие на амнистию автоматически влечет за собой признание вины, Геннадий Иванович отказываться от нее не стал. Янаев, если верить братьям Швальнерам, авторам издания «Край спелого боярышника: нерассказанная история России, ХХ век», оправдывал такое решением тем, что он был уже немолод, а высшее российское руководство имело твердое намерение подвести арестованных под «вышку».
После освобождения
По признаниям самого Геннадия Янаева, приведенным в издании «ГКЧП. Был ли шанс?» из серии «Наследие царя Бориса», долгое время после освобождения он вообще не мог найти работу. Только спустя 10 лет после путча ему наконец улыбнулась удача: Валерий Квартальнов, ректор и основатель Международной академии туризма предложил Геннадию Ивановичу место заведующего кафедрой истории и международных отношений в своем вузе. В академии Янаев продолжал преподавать даже после смерти Квартальнова. Однако профессиональная деятельность Геннадия Янаева продлилась всего 8 лет.
В конце сентября 2010 года в российской прессе появилась информация о том, что Геннадий Иванович попал в реанимацию. Поводом для экстренной госпитализации бывшего руководителя ГКЧП стало онкологическое заболевание легких. По словам родственников, Янаев находился в крайне тяжелом состоянии. Спасти Геннадия Ивановича врачам не удалось: не прошло и суток, как в СМИ было объявлено о его кончине. Он умер 24 сентября того же 2010 года. Тогда многие отечественные политики, в том числе и лидер КПРФ Геннадий Зюганов, выразили соболезнования близким Янаева. Экс-вице-президент СССР упокоился на Троекуровском кладбище столицы.