11/12/25

Геноцентризм: самый страшный научный взгляд на мир

В 1970-е годы в науке произошла тихая революция. Биология и социология объединились, чтобы дать шокирующий ответ на вечный вопрос: что движет нашими поступками? Ответом стал геноцентризм — теория, которая свела всю сложность жизни, любви и самопожертвования к одной простой цели: безжалостному распространению генов. Согласно ей, даже наши самые благородные порывы — лишь тонкая маскировка генетического эгоизма.

Новый герой эволюции

Традиционно эволюцию рассматривали как историю выживания видов и особей. Геноцентристы предложили взглянуть глубже. По их мнению, подлинными «игроками» эволюции являются гены — молекулы ДНК, стремящиеся лишь к одному: создавать свои копии. Организмы — от бактерии до человека — это всего лишь временные «сосуды» или «машины выживания», созданные генами для самовоспроизводства. Человек смертен, но его гены, переходя из поколения в поколение, стремятся к бессмертию.

Корыстный альтруизм

Особое значение в теории геноцентризма имеет феномен альтруизма. Великие умы прошлого видели его корни в морально-нравственной плоскости, искреннем и бескорыстном желании отдельного индивида помочь другому, а также в симпатии, сочувствии и милосердии.

Геноцентристы переворачивают представление об альтруизме с ног на голову и считают его первопричиной корысть и жажду получить выгоду от других. Один из основоположников геноцентризма, американский социобиолог Роберт Триверс, утверждал, что один организм действует во благо другого лишь в ожидании будущей «отдачи».

"Ева согрешила раньше, чем Адам": кто на самом деле был его отцом Каина

По мнению ученого, индивид не будет жертвовать собой ради других, если не хочет получить ответной выгоды. Иными словами, у каждого акта альтруизма есть своя цена, а добрые поступки и помощь другим — не что иное, как своеобразная «инвестиция» в ожидании «процентов».

Эгоистичные гены

Идеи Триверса и его сторонников во второй половине XX века развил британский ученый Ричард Докинз. В 1976 году он опубликовал свой главный и самый популярный труд — книгу «Эгоистичный ген». В научном мире она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Исследователь проделал огромную работу, систематизировал наработки других геноцентристов и на основании математических расчетов подтвердил теории своих предшественников.

Смысл жизни любого существа — распространить свои гены, утверждает Докинз. Ради этой конечной цели человек заботится о близких, выстраивает социальные связи.

«Биороботы» для генов

Докинз рассматривает эволюцию как процесс копирования молекул. Однако создать полную реплику получалось не всегда, не обходилось без ошибок.

В итоге одни молекулы оказались приспособлены к окружающей среде лучше, другие — хуже. Выживали лишь самокопирующиеся молекулы, построившие вокруг себя надежную защитную оболочку.

Миллионы лет они собирались в колонии, образовывали ДНК, а затем создали вокруг себя «биороботов», способных обеспечить им комфортное существование и помочь распространиться. Так появились живые организмы — носители генов.

В теории геноцентристов человек является биологическим роботом, управляемым набором генов и действующим по их командам. Сравнить это можно с водителем, управляющим автомобилем.

Альтруизм к другим людям обусловлен корыстными целями генов — сохранением и приумножением себе подобных. Взгляд на человека как на «машину выживания» для генов, по мнению Докинза и его сторонников, позволяет лучше понять и объяснить его поведение.

Опасный подход

Критики Докинза и его единомышленников отказываются считать гены главным звеном эволюции. По мнению американского биолога Стивена Гулда, гены не выживают в одиночку и вынуждены действовать в едином организме вместе с другими молекулами. Ученый обвинил геноцентристов в искажении логики дарвинизма.

Нередко критики касаются и морально-нравственной стороны вопроса. В теории геноцентристов человек предстает расчетливым и меркантильным существом. Эгоизм объявляется главным инструментом выживания, а искренность и бескорыстное самопожертвование — уделом слабых, недостойных существовать с точки зрения естественного отбора. Такой взгляд на мир, уверены противники геноцентристов, противоречит принципам гуманизма и может привести к крайне негативным последствиям для человечества.