Как известно, Юрий Гагарин погиб во время тренировочного полета в марте 1968 года. По некоторым данным, у летчика было время для того, чтобы катапультироваться, но он даже не попытался это сделать.
Хронология катастрофы
Юрий Алексеевич Гагарин, первый космонавт в мире, погиб всего через 7 лет после своего легендарного полета на орбиту. 27 марта 1968 года Гагарин должен был выполнить тренировочный полет на МиГ-15 вместе с проверяющим, в роли которого выступал опытный инструктор Владимир Серегин. Поначалу ничто не вызывало тревоги, кроме того, что в пилотажной зоне, где выполнение задание обычно занимает около 20 минут, самолет пробыл всего 4 минуты.
Однако руководитель полета, понимая, что вместе с Гагариным находится Серегин, отличавшийся высоким профессионализмом, ничего не заподозрил. Тем более, что погодные условия в тот день были не очень благоприятными. Поэтому Юрий Алексеевич получил разрешение на выход из зоны. Настоящие проблемы начались, судя по всему, в самом конце полета, в момент снижения. МиГ-15 рухнул неподалеку от деревни Новоселово Владимирской области. Оба летчика погибли.
«Обмен любезностями»
Между тем не стоит забывать о том, что летчики, которые оказываются в затруднительных ситуациях, в большинстве случаев имеют возможность катапультироваться. Но, согласно результатам обследования аппаратуры, Юрий Гагарин и Владимир Серегин даже не попытались это сделать. Как считают авторы сборника «Юрий Гагарин. Народный герой», в гибели Гагарина был виноват Серегин, который сидел позади космонавта.
Дело в том, что конструкция МиГ-15 такова, что первым должен катапультироваться именно сидящий сзади летчик. Предположительно, Серегин отказался покинуть самолет, пропустив вперед Гагарина. Владимир Сергеевич прекрасно понимал, что гибель покорителя космоса народ ему не простит. Вот только Гагарин не желал катапультироваться первым, поскольку знал, что струя, которая выталкивает кресло, деформирует корпус, и не позволит спастись Серегину. В бесплодном споре прошли последние мгновения жизни летчиков до того, как машина упала.
Плоский штопор и его причины
Но далеко не все считают эту версию состоятельной. Уж слишком неправдоподобно выглядит сцена, когда летчики обмениваются любезностями, уступая друг другу очередь в катапультировании. Так, летчик-космонавт Алексей Леонов, слова которого приведены в книге Олега Смыслова «Защитники русского неба. От Нестерова до Гагарина», уверен в том, что в смерти Юрия Гагарина и Владимира Серегина был виноват третий летчик, который находился за штурвалом истребителя-перехватчика Су-15.
По мнению Леонова, Су-15 не должен был лететь на высоте 4 тысяч метров, где летел и МиГ-15. Су-15 не имел права спускаться ниже 10-тысячной отметки, но оказался рядом с самолетом Юрия Гагарина и Владимира Серегина. Благодаря воздушной волне, которая образовалась от Су-15, МиГ попросту перевернулся и ушел в штопор. В этой ситуации Гагарин и Серегин просто не могли ничего предпринять. «Из плоского штопора даже катапультироваться нельзя» — заявил Леонов.