В декабре 1939 года в Японском море затонул пароход «Индигирка». У него на борту находились более тысячи человек. Большую часть из них составляли бывшие заключенные лагерей Магадана. Среди них должен был находиться и Сергей Королев, будущий создатель космического корабля, на котором Юрий Гагарин совершил свой легендарный полет.
Арест конструктора
Сергей Павлович Королев был арестован июньской ночью 1938 года. Как утверждают Анастасия Кальян и Лидия Атланова, авторы книги «Сергей Королев», конструктора обвинили в членстве в троцкистской антисоветской контрреволюционной группе и вредительстве. Все арестованные до этого ученые, включая Ивана Клейменова, Георгия Лангемака и Валентина Глушко, дали против Королева показания и подтвердили, что в стенах Реактивного научно-исследовательского института действительно существовала подобная организация. Почти год Сергей Павлович провел в Бутырской тюрьме.
Владислав Артемов, автор издания «Великие имена России» пишет, что в результате примененных к Королеву пыток (итогом которых стали сломанная челюсть и сотрясение мозга), он оговорил сам себя и получил 10 лет исправительно-трудовых лагерей. В конце апреля 1939 года Сергей Павлович оказался на Колыме. Он был занят на так называемых «общих» работах на золотом прииске Мальдяк. Однако родные Королева не переставали бороться за него. Если верить Антону Первушину, автору издания «Империя Сергея Королева», серьезную работу в этом направлении развернула мать конструктора.
Пароход надежды
Действия Марии Николаевны, а также самого Сергея Королева, который тоже сдаваться не собирался, принесли свои плоды. По данным Станислава Аверкова, автора издания «Истоки российского ракетостроения», 13 июня 1939 года Пленум Верховного суда отменил приговор, вынесенный Сергею Павловичу Военной Коллегией, и передал дело на повторное рассмотрение. В декабре того же года было принято решение переместить Королева во Владивостокский исправительно-трудовой лагерь. Оттуда, если верить Василию Авченко, автору книги «Глобус Владивостока», на Колыму никого не отправляли.
Королев вообще возлагал большие надежды на этот «переезд». Как пишет Михаил Ребров в своей книге «Сергей Павлович Королев. Жизнь и необыкновенная судьба», впоследствии конструктор признавался своим коллегам в том, что еще 2-3 месяца на Колыме, и он бы не выдержал. Однако к великому сожалению Королева на пароход «Индигирка», перевозивший заключенных ГУЛАГа, он опоздал: то ли из-за нерасторопности конвоиров, то ли по какой-то другой причине. Ребров пишет, что провожая взглядом удаляющееся судно, Королев плакал. А утром пришла новость: «Индигирка» затонула, погибли около 700 человек.
Дальнейшая судьба
Однако во Владивосток Сергей Королев все-таки попал. По словам Ярослава Голованова, автора книги «Королев: факты и мифы», конструктор добрался до упомянутого города на каком-то небольшом суденышке. Оттуда Королева направили в Хабаровск. К тому моменту измученный тяжелым трудом на прииске, многодневным плаванием по ледяному морю и, конечно, голодом и болезнями, Сергей Павлович представлял собой ходячий труп. Несмотря на это, Королев выжил. В марте 1940 года он оказался в Москве, а в мае того же года ему вынесли новый приговор – 8 лет исправительно-трудовых лагерей. Правда, вскоре ИТЛ Королеву заменили работой в Особом техническом бюро при НКВД СССР.
Сергея Королева освободили только летом 1944 года. Через 10 с небольшим лет, по большей части благодаря Королеву, был запущен первый искусственный спутник. А еще через некоторое время конструктор воплотил в жизнь мечту многих ученых мира – на свет появился космический корабль «Восток-1». Именно на нем отправился в космос Юрий Гагарин. Несмотря на такие достижения, Королев никогда не забывал своего прошлого. Ярослав Голованов утверждает, что Сергей Павлович много раз вспоминал о том, как он опоздал на пароход «Индигирка». Он считал этот случай настоящим знаком судьбы.