Cтолкновение пассажирского лайнера «Адмирал Нахимов» и сухогруза «Петр Васев» в августе 1986 года произошло будто бы без причины. И хотя виновными были признаны капитаны обоих судов, правительственная комиссия так и не нашла ответов на многие ключевые вопросы.
Роковые минуты в Цемесской бухте
31 августа 1986 года пароход «Адмирал Нахимов» с 1249 людьми на борту (913 пассажиров и 346 членов экипажа) под командованием капитана Вадима Маркова вышел из Новороссийска в Сочи. В это же время в бухту заходил сухогруз «Петр Васев» с 28 тысячами тонн канадского ячменя.
Согласно Правилу 15 МППСС-72, «Адмирал Нахимов» должен был уступить дорогу. Однако, капитаны по договоренности с береговым диспетчером решили иначе — «Петр Васев» должен был пропустить лайнер.
Но в 23:12 сухогруз на полном ходу врезался носом в борт «Адмирала Нахимова». Всего за 8 минут пассажирский лайнер ушел под воду. Несмотря на оперативное прибытие спасательных судов — пограничного катера, «ЛК-90», буксира «Тайфун» — спасти удалось не всех. Жертвами трагедии стали 423 человека, среди которых было 23 ребенка.
Расследование
Для расследования чудовищной катастрофы была создана правительственная комиссия во главе с Гейдаром Алиевым. Было возбуждено уголовное дело. Велись и поисковые работы, в ходе которых погибли 2 опытных водолаза. Из-за этих несчастных случаев 64 тела так и не были подняты на поверхность: их попросту не смогли извлечь из кают судна. Обитатели этих кают, впрочем, как и большинство погибших, оказались заблокированы, а потому и не сумели спастись.
Именно под давлением родственников погибших, а также Москвы, были вынесены одинаковые приговоры – 15 лет лишения свободы. Впрочем, катастрофа и в самом деле произошла вследствие целой череды ошибок, допущенных экипажами как пассажирского лайнера, так и сухогруза. Например, оба судна нарушили упомянутое ранее правило МППСС-72. Кроме того, Марков, отдав приказ, удалился в свою каюту. На мостике «Петра Васева» тоже недоставало опытного члена экипажа – старшего помощника капитана. И это далеко не полный перечень промахов и нарушений, которые допустили капитаны.
Вопросы без ответов
Признанные виновными капитаны были помилованы в октябре 1992 года. Несмотря на то, что к моменту освобождения Маркова и Ткаченко, со дня трагедии прошло уже более 6 лет, на многие вопросы, касавшиеся причин катастрофы «Адмирала Нахимова», члены правительственной комиссии так и не дали ответов. А некоторым фактам нет объяснений до сих пор. Так, Николай Николаев на страницах своей книги «ТАСС уполномочен... промолчать» спрашивает, почему диспетчер, находившийся в порту, позволил капитанам нарушить пресловутое Правило МППСС-72? Кроме того, Николаев не понимает, как вышло, что, заранее условившись с «Адмиралом Нахимовым», «Петр Васев» все же не пропустил его.
Аналогичная информация интересует и Николая Непомнящего, автора издания «100 великих загадок ХХ века». Непомнящий также считает удивительным, что пассажирский лайнер, конструкция которого в соответствии с международными конвенциями должна была обеспечить плавучесть даже при затоплении как минимум 2 отсеков, так быстро пошел ко дну. Впрочем, по утверждению того же Непомнящего, незадолго до трагедии комиссия вынесла «Адмиралу Нахимову» суровый вердикт: пароход признали непригодным к дальнейшей эксплуатации. Был даже подписан соответствующий акт. Тем не менее лайнер все равно выпустили в море. «Почему так произошло?» — это еще один вопрос, который так и остался без ответа.

