18/10/25

Гибель Ту-104 под Читой: самый страшный теракт в истории советской авиации

18 мая 1973 года в небе над Забайкальем произошла трагедия, не имевшая аналогов в советской истории. В результате взрыва на борту пассажирского лайнера Ту-104А погиб 81 человек — 72 пассажира и 9 членов экипажа. Эта катастрофа до сих пор остается самой масштабной по числу жертв в истории советского государства.

Роковой рейс

Самолет, выполнявший рейс 109 по маршруту Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, находился на финальном отрезке пути. В четвертом часу утра, когда до читинского аэропорта оставалось около ста километров, командир экипажа Николай Ободянский передал тревожное сообщение: на борту террорист, требующий изменить курс. Вслед за этим с самолета поступил кодированный сигнал бедствия.

Спустя несколько минут лайнер пропал с радаров. Обломки Ту-104А были обнаружены в районе реки Арша, на месте лесосеки. Как выяснилось, самолет разрушился в воздухе.

Расследование

Экспертиза, проведенная Генпрокуратурой СССР, не оставила сомнений: на борту произошел мощный взрыв. Мощность самодельного устройства, в основе которого было около 6 кг тротила, оказалась достаточной для разрушения лайнера в воздухе.

В выяснении обстоятельств трагедии принимали участие читинские, иркутские и улан-удэнские судебно-медицинские эксперты. На следующий день удалось установить останки человека, который предположительно взорвал бомбу. Это был мужчина средних лет, у него отсутствовали кисти рук и на трупе имелись характерные следы от взрыва. Когда исследовали его тело, обратили внимание и на другие внешние повреждения – два пулевых отверстия. Характер входных отверстий свидетельствовал о том, что стреляли в спину. Нашли и пистолет Макарова, из которого были произведены два выстрела – он принадлежал младшему лейтенанту милиции Владимиру Ежикову, сопровождавшему рейс и погибшему вместе со всеми.

... После того как Бразинскасы угнали пассажирский самолет в Турцию (это было за три с половиной года до трагедии с рейсом 109), каждый подобный рейс должен был проходить исключительно в сопровождении вооруженного и соответствующим образом проинструктированного сотрудника милиции.

Какие секретные обряды существовали в секте хлыстов

В этом деле не осталось в живых свидетелей, которые могли бы описать, что же происходило в последние минуты перед взрывом. На основе выводов судмедэкспертов удалось восстановить предположительную картину произошедшего. Фактологически имелась только одна вводная: последнее сообщение диспетчеру от Николая Ободянского о том, что террорист «сейчас пройдет в кабину и скажет, куда лететь». Судя по всему, злоумышленник до кабины дошел, и тут его застрелил Ежиков (ранения были смертельными, но, умирая, злодей успел привести бомбу в действие). О том, что было именно так, свидетельствовали и повреждения пассажирского авиалайнера – взрыв, судя по заключению экспертизы, произошел именно в районе кабины экипажа.

Кто он был и чего хотел

Личность террориста установили (для его идентификации череп собирали буквально по кускам). Но действительные намерения преступника так и остались тайной – в деле фигурировали только версии о его возможных требованиях.

Труп принадлежал 32-летнему уроженцу Кировабада Тенгизу Юнус-оглы Рзаеву. Два года в армии он служил сапером. Потом, после дембеля, работал в ДСУ, где незадолго до трагедии недосчитались нескольких килограммов тротила. То, что Рзаев готовил теракт, подтвердилось при обыске его квартиры – там нашли составляющие самодельной бомбы и ее схемы.

Были опрошены десятки знакомых и приятелей Рзаева. Выяснилось, что он безуспешно пытался поступить в МГИМО (не допустили до сдачи экзаменов из-за незнания иностранных языков и наличия аттестата двоечника). Неудачник выказывал намерение выехать в Китай, где его якобы «оценят по достоинству».

... Ни до, ни после этой трагедии в истории СССР не случалось ничего подобного – трагедия рейса 109 считается крупнейшим терактом в истории Советского Союза.