29/06/24

Гибель «Жемчуга»: как русский крейсер сражался с немцами в Малайзии

Российская империя не имела заморских колоний, поэтому русский военный флот чаще всего действовал в ближних морях. Но случалось, что русские моряки гибли в боях за тысячи километров от родных портов. Так произошло в 1914 году с экипажем крейсера «Жемчуг», который столкнулся с немцами в водах Малаккского пролива.

Русский крейсер в Индийском океане

Крейсер «Жемчуг» водоизмещением 3100 тонн был построен на Невском судостроительном заводе в Санкт-Петербурге. На воду корабль спустили 14 августа 1903 году в присутствии императора Николая II. 5 сентября 1904 года царь лично посетил экипаж крейсера в Кронштадте.

В период русско-японской войны в составе 2-й Тихоокеанской эскадры «Жемчуг» совершил переход из Либавы на Дальний Восток. Крейсер участвовал в Цусимском сражении, во время которого погибло 12 членов экипажа.

С началом Первой мировой войны союзники попросили у России права использовать русские крейсера в борьбе с германскими рейдерами. 30 июля 1914 года во Владивостоке получили телеграмму от императора, который позволил подчинить крейсеры «Жемчуг» и «Аскольд» иностранному командованию. 12 августа корабли вышли из Владивостока в Гонконг, чтобы присоединиться к союзной японско-британской эскадре, которой командовал вице-адмирал Мартин Джеррам.

Сначала задача состояла в том, чтобы охранять морские пути от Шанхая до Гонконга, затем оперативная зона была расширена. В сентябре Джеррам отправил «Жемчуг» обследовать район Никобарских и Андаманских островов. После выполнения этой задачи 13 октября 1914 года крейсер встал на рейде порта Пинанг, входившего в состав британской колонии Стрейтс-Сетлментс (часть будущей Малайзии). Моряки занялись ремонтом машин, чисткой и щелочением котлов.
Командир крейсера, капитан второго ранга барон Иван Черкасов, много времени проводил на берегу, в гостинице. Он предпочёл обществу моряков отдых в кругу семьи. Дело в том, что Черкасов по радиотелеграфу извещал жену о местонахождении корабля и его супруга прибыла в Пинанг уже 14 октября.

Согласно версии, подхваченной русскими газетами, телеграмму Черкасова якобы перехватили немцы. В гавань Пинанга выдвинулся бронепалубный крейсер «Эмден», который с августа занимался рейдерством в южных морях, нападая на пароходы Антанты.

Бой у Пинанга

Впрочем, немецкая сторона «шпионскую историю» не подтверждает. Столкновение «Жемчуга» с немецким кораблём было случайностью. Согласно рапорту фрегаттен-капитана «Эмдена» Карла фон Мюллера, в ночь на 28 октября его моряки опознали «Жемчуг» на расстоянии 800 метров. Суда стали сближаться, и когда до русского крейсера оставалось 300-350 метров, фон Мюллер дал приказ минному офицеру выпустить торпеду. Это произошло в 5 часов 18 минут утра. Одновременно с этим «Эмден» открыл огонь из орудий.

«Торпеда попала в «Жемчуг» в районе полубака. После взрыва русский крейсер подпрыгнул и снова погрузился в воду. Мы вели беглый огонь по носовой и средней частям корабля, так что бортовая обшивка вскоре напоминала решето», – свидетельствовал фон Мюллер (цитируется по книге Александра Больных «Крейсера в бою»).

Русские моряки оказались не готовы к бою. На «Жемчуге» имелось восемь 120 мм пушек, четыре 47 мм пушки и шесть пулемётов. Но в отсутствии капитана Черкасова команда «расслабилась». У орудий по приказу Черкасова даже не выставлялась вахта – «чтобы не нервировать» матросов. А боезапасы хранились в погребах, поскольку старший офицер Николай Кулибин боялся их перегрева. Заряжены были лишь два орудия, рядом с ними держали по пять снарядов.

Русских не потревожила весть о приближении четырёхтрубного судна – немецкие крейсеры были трёхтрубными. Вахтенный начальник Арсений Сипайло и сигнальщики подумали, что перед ними английский легкий крейсер типа «Ярмут». Они не подозревали, что фон Мюллер проделал «фокус» с фальшивой трубой из брезента, чтобы изменить силуэт своего корабля. Тем не менее вахтенный всё же заподозрил неладное и разбудил Кулибина. Тот, одеваясь, высказал мнение, что «Эмден» не рискнёт зайти на рейд, полный союзных кораблей. Но в этот момент загремели взрывы.

Как указано в книге Александра Аллилуева и Михаила Богданова «Крейсеры «Жемчуг» и «Изумруд», после попаданий на «Жемчуге» оказались затоплены котельное и машинное отделения, кормовые патронные погреба, разрушены лазарет и каюта. Разбуженные грохотом матросы запаниковали. Часть людей прыгнула в воду, но Кулибину удалось навести порядок на палубе.

Несмотря на неработающие элеваторы подачи снарядов, русские попытались ответить противнику. Немцы заметили выстрелы из носового орудия. По другим данным, артиллерист Рыбалтовский трижды стрелял из кормового орудия, и вроде бы дважды попал, однако документально ни одно попадание не подтверждается.

«Сразу образовавшийся крен от взрыва мины и быстрота всего совершившегося не дали возможности «Жемчугу» дать накрытие по «Эмдену» и последний ушёл, не получив ни одного попадания», – писал об обстоятельствах боя капитан второго ранга Борис Апрелев.

«Эмден» прошёл мимо, затем развернулся и снова стал обстреливать русских. В 5:28 под мостик «Жемчуга» попала вторая торпеда. Столб воды поднялся на 150 метров – это сдетонировали боеприпасы в погребе. Крейсер разломился, и в течение 15 секунд ушёл под воду, на поверхности осталась лишь мачта.

«Из 335 членов экипажа были убиты один офицер и 80 унтер-офицеров и матросов, семеро умерли от ран впоследствии, девять офицеров и 113 кондукторов и матросов были ранены», – пишут Аллилуев и Богданов.
Два тела погибших вынесло на островок Джереджак, где их впоследствии нашли рыбаки-туземцы.

Выживших моряков подобрали шлюпки с союзных судов, стоявших на рейде. Пока раненые лежали в госпитале Пинанга, местные жители собирали для них деньги, приносили фрукты и сладости.
Что касается крейсера «Эмден», то он тем же утром потопил французский миноносец «Муске». Затем фон Мюллер ушёл от острова Пинанг на север. 9 ноября 1914 года «Эмден» погиб в бою с английским крейсером «Сидней» у Кокосовых островов.

Память о «Жемчуге»

Русское общество было возмущено «предательским нападением» немцев и особенно хитростью с трубой.
«Опять-таки мошенническая штука, каковыми немцы не гнушаются», – писала в дневнике начальница Института благородных девиц Мария Казем-Бек.

Ещё большее негодование вызвал понадеявшийся на «авось» барон Черкасов. По возвращению в Россию вместе со старшим лейтенантом Кулибиным капитан «Жемчуга» был предан суду и разжалован в матросы.

По мнению ряда историков, настоящими виновниками трагедии были англичане, которые выставили дозор в порту по нормам мирного времени и не обеспечили безопасности союзников.

В январе 1915 года в Пинанг прибыл вспомогательный крейсер «Орёл», чтобы поднять часть орудий «Жемчуга» с глубины 30 метров. Операция прошла успешно, хотя поблизости рыскали стаи акул. В память о погибших коллегах моряки «Орла» установили памятник на Христианском кладбище острова Пинанг. Здесь в братской могиле было захоронено 24 человека.

В 1921 году Великобритания подняла остатки «Жемчуга» и продала их на металлолом в счёт возмещения расходов по спасению русских моряков.
В 1938 году кладбище Пинанга посетили казаки Платовского Донского казачьего хора и обнаружили, что медную табличку с креста кто-то украл. Казаки установили рядом с крестом мраморную плиту с девятью известными на тот момент фамилиями.

В годы Холодной войны моряки советского Краснознаменного Тихоокеанского флота изготовили новый каменный куб, который был установлен на Пинанге в 1976 году. В 1990-х годах появилась плита с полным перечнем 88 погибших. Посольство России в Малайзии регулярно устраивает церемонии возложения венков в память об экипаже «Жемчуга». Поддерживается в порядке и могила на острове Джереджак.