Знаменитые ученые, писатели, художники, изобретатели часто используют в своей работе гипнагогические галлюцинации . Они считают, что благодаря этому состоянию границы сознания исчезают, что дает простор для настоящего творчества.
Гипнагогические галлюцинации
Термин гипнагогия, который ввел в XIX веке французский психолог Альфред Мори, означает состояние слухового, зрительного и иногда тактильного забытья, которое возникает в переходный момент между бодрствованием и сном. Внутренние образы, возникающие в этом состоянии, называют гипнагогическими галлюцинациями. Как пишет в своей книге «Психология сознания» финский психолог Ревонсуо Антти, в это время возникает измененное состояние сознания, сочетающее в себе некоторые аспекты бодрствования с некоторыми аспектами сна.
Во время подобных галлюцинаций сохраняется определенная степень перцептивного, или физического, сознания, но другие аспекты опыта состоят из галлюцинаторных образов. Чаще всего человек, находящийся на границе бодрствования и сна, видит зрительные галлюцинации: геометрические фигуры, объекты, лица, пейзажи. Также могут возникать и слуховые феномены: шумы, звуки, музыка, голоса. В этот процесс могут быть вовлечены и другие сенсорные модальности, например, различные физические ощущения, прикосновения и прочее.
Генератор идей
Многие известные личности считали гипнагогию эффективным источником оригинальных идей и нестандартных подходов, так как в состоянии между бодрствованием и сном человек продолжает здраво мыслить, но при этом сознание не мешает ему, не ограничивает его каким-либо рамками. Гипнагогии и родственным ей состояниям приписывали развитие своих творческих способностей ученые, изобретатели, художники, поэты, композиторы, среди которых были Рихард Вагнер, Людвиг ван Бетховен, Сальвадор Дали, Исаак Ньютон, Никола Тесла.
Каждый из них разработал свою технику гипнагогических галлюцинаций. Американский поэт и писатель Эдгар По всегда старался пробудиться во время подобных видений, которые он использовал в своих стихах и рассказах. Изобретатель Томас Эдисон, который считается «отцом» лампочки, садился в кресло, вытягивал руки по швам, в каждой из которых держал по металлическому шарику. Возле кресла ученый предварительно клал металлические листы. Когда Эдисон впадал в нужное состояние, шарики с грохотом падали на пол, пробуждая его.
Отличительные особенности
Вообще, открытие Альфреда Мори было весьма популярно среди ученых умов XIX столетия. Однако уже тогда специалисты обращали внимание на то, что стоит отличать гипнагогические галлюцинации от иных явлений. Дело в том, что Мори изучал гипнагогию, наблюдая за своим собственным состоянием. Так, психиатр Виктор Кандинский, автор труда «О псевдогаллюцинациях», утверждал, что, обладая невропатической натурой, Мори ошибочно относил к галлюцинациям псевдогаллюцинации или собственно сновидения.
В качестве доказательства своей версии Кандинский приводил слова самого Мори, который писал, что «фантастические образы, рисующиеся перед глазами, не представляют характера действительных предметов: глаз легко различает призрачность этих образов». Кроме того, гипнагогические галлюцинации могут быть и патологическими. Чаще всего у здоровых людей содержание гипнагогических галлюцинаций может воспроизводить образы, воспринятые в течение дня. А вот патологические гипнагогические галлюцинации отнюдь не связаны с повседневностью, нередко фантастичны и сопровождаются аффектом страха.