После Второй мировой войны Албания встала на социалистический путь развития, хотя Красная Армия и не принимала участия в ее освобождении. Но руководитель страны Энвер Ходжа был ярым приверженцем сталинских идей и с конца 1930-х годов состоял в прекрасных отношениях с самим «отцом народов». Неудивительно, что действия Хрущева по развенчанию культа личности пришлись ему не по душе…
Форпост на Средиземном море
Впрочем, поначалу, даже после смерти Сталина, сотрудничество между СССР и Албанией продолжалось. Летом 1958 году в заливе Влера была построена военно-морская база советских подводных лодок. С геополитической точки зрения это было идеальное место, чтобы контролировать Средиземное море, поблизости находилось побережье Италии и Греции. А дальность действия советских баллистических ракет морского базирования позволяла при необходимости «накрыть» всю Европу.
Ядерная война и мировая революция
Уже на рубеже 50-60-х годов отношения у СССР стали портиться не только с Албанией, но и с Китаем. Курс Хрущева на мирное сосуществование с Западом коммунисты обеих стран сочли ошибочным. И в Пекине, и в Тиране заявляли, что только мировая революция может со стопроцентной надежностью предотвратить ядерное столкновение между социалистическим и капиталистическим строем. А потому СССР справедливо обвиняли в сокращении финансовой помощи и военного сотрудничества.
Советско-албанский раскол
К началу 1961 года на базе у берегов Албании уже находилось 12 советских подводных лодок и несколько вспомогательных кораблей. Но отношения между странами продолжали накаляться. Хотя Ходжа сам был инициатором размещения советских кораблей в заливе Влера, он поменял риторику, заявляя о нежелании, чтобы часть албанской земли находилась «под пятой иноземцев».
Когда Москва решила сократить финансирование, приостановила сотрудничество с Албанией в нефтедобывающей отрасли и отказала в выдаче кредита, Ходжа заявил, что территория базы является албанской, а значит и все, находящееся на ней, тоже албанское имущество. Конечно же в Москве возмутились. Высшее военное руководство страны прибыло на переговоры в Албанию, но к соглашению прийти так и не удалось.
Летом 1961 года восемь подводных лодок и плавучий док покинули Влеру. Но четыре подлодки, на которых в рамках военного сотрудничества были сформированы албанские экипажи, так и остались на базе. После этого сотрудничество с Албанией приостановили и другие страны Варшавского договора.