06/01/26

Главные похоронные табу у русских

Похоронный обряд у русских, как и у многих народов, окружён системой запретов и предписаний. Они рождались на стыке православной традиции и глубоко архаичных народных верований, целью которых было правильно проводить душу в иной мир и оградить живых от возможной опасности. Эти табу сильно варьировались от региона к региону, но их общий корень — страх перед смертью как переходом в непознанное и стремление соблюсти ритуальную чистоту.

Многие из этих запретов сегодня могут казаться суевериями, но они были важной частью народной картины мира.

Домашние запреты

Эти запреты были призваны локализовать смерть и не дать ей «распространиться».

Считалось дурной приметой, если одежда покойного или гроб были красного цвета (цвет жизни, крови), а также если гроб оказывался «не по мерке» — слишком велик. Это сулило новую смерть в доме, как будто место уже приготовлено для следующего.

В гроб нельзя было класть вещи живых людей (фотографии, личные предметы), иначе владелец мог «последовать» за усопшим. По той же логике все лишние похоронные принадлежности (свечи, саваны) следовало унести из дома, чаще всего — на кладбище.

Ритуал выноса тела был особенно насыщен запретами. Гроб не следовало заколачивать в доме, нельзя было им задевать за косяки дверей. Выносили тело обязательно ногами вперёд, чтобы душа «не запомнила дорогу назад» и не вернулась. Считалось, что выносить гроб должны не кровные родственники (чтобы смерть их не «потянула»), а после выноса нужно было закрыть ворота, но оставить открытой входную дверь (чтобы душа могла свободно уйти).

Кладбищенские ритуалы

Эти правила регулировали взаимодействие мира живых и мира мёртвых в момент их максимального сближения.

По древним представлениям, беременные женщины и малые дети были особенно уязвимы для «нечистой» силы смерти, поэтому их участие в похоронах, как правило, не приветствовалось.

Одежда должна была быть тёмных, неярких тонов. Светлые цвета могли «привлечь внимание» смерти. Крайне нежелательным было идти впереди гроба или пересекать дорогу похоронной процессии — это воспринималось как опасная попытка «обогнать» или «преградить путь» смерти.

На кладбище запрещались шум, ссоры и смех — это могло потревожить или оскорбить душу усопшего. Также существовал строгий запрет брать что-либо с кладбища (платки, цветы, воду), так как это означало бы «принести смерть в дом».

Поминки и прощание

С покойным прощались, целуя обычно крест на лбу или венчик, но не губы или тело. Помимо суеверного страха, здесь могла иметь место и практическая гигиеническая мотивация.

Поминальная трапеза тоже имела свои ограничения. Её тон задавала скорбь. Считалось неприличным и опасным чокаться, громко смеяться или петь. Это могло навлечь горе на участников. Разговоры об усопшем должны были быть только добрыми, чтобы не обременять его душу.

Пространство, осквернённое смертью, требовало времени для очищения. Поэтому проведение свадьбы или другого праздника в том же доме, где недавно был покойник, а иногда даже в соседнем доме, считалось крайне нежелательным и могло сулить несчастье молодой семье.