В минуты скорби и прощания с близкими легко растеряться среди множества народных обычаев и суеверий. Многие из них — вроде блинов на лице покойника или запретов на посещение кладбища — не имеют ничего общего с христианским отношением к смерти и вечной жизни. Как же правильно провожать и поминать усопших по-православному?
Главное — это молитва
Церковь учит, что самое важное, что живые могут сделать для умершего — это непрестанно молиться о упокоении его души. Тело предано земле, но душа жива и нуждается в нашей молитвенной поддержке.Первым делом над усопшим совершается чин отпевания.Затем в церкви заказывают поминовение на 40 дней (сорокоуст), на полгода и на год. Особую силу имеет молитва на Литургии, когда священник вынимает частицы из просфоры с поминовением имен усопших. В первые 40 дней особенно важно читать Псалтирь дома по одной кафизме в день.
Именно молитва, а не обряды, является главной помощью душе, отошедшей в вечность.
Молиться на могиле надо, а беседовать с умершими – нет
Можно молиться о скончавшемся и на кладбище – именно для этого православные христиане приходят на могилу вновь почившего родственника на девятый и на 40-й день, а вовсе не для того, что поесть там блинов, выпить или угостить ими друзей. Часто приходят на День Ангела или годовщину смерти с той же целю – помолиться Богу.
Бывает и так, что живой очень тоскует по усопшему, часто ходит на кладбище, беседует с ним на могилке, – такое поведение священники не одобряют. Потому что собеседовать об умершем можно только с Богом – в молитве.
Метод КГБ: почему советских разведчиков не брал алкоголь
Если же все время проводить на могиле и разговаривать невесть с кем, можно договориться и до того, что тоскующим человеком овладеют бесовские силы. Происходит это от того, что тоскующий замыкается на своем горе и не понимает, что в земле покоится лишь тело любимого человека, душа же его жива и находится теперь в ином мире, и что все родные обязательно смогут встретиться в Страшном Суде, по воскресении.
Вместо того, чтобы тосковать на могиле, следует просто продолжать любить человека после его упокоения, молиться о его душе и совершать добрые дела, – все это дарует усопшим великое утешение.
В родительские субботы
Кроме этого, православные ходят на кладбища в поминальные субботы – но тоже по мере возможности, так как главное в эти дни – сходить в храм, помолиться о почивших людях. Два раза в год РПЦ празднует Вселенские субботы – один раз о время Великого поста, а вторую – перед Троицей. Большую популярность в народе имеет родительская суббота на Фоминой неделе после Пасхи – Радоница. 9 мая и 11 сентября и 8 нoябpя в РПЦ установлены Дни поминовения воинов, павших на полях сражений.
Кем в действительности была Инесса Арманд для Владимира Ильича
На кладбище следует ездить по возможности, после посещения храма; при желании вечером можно созвать родных на скромный поминальный обед без спиртного.
Ни зимой, ни летом не стоит приносить на могилы роскошные венки. Настоятель Храма Всех Святых священник Федор Яблоков указывает, что обычай этот восходит к языческому обычаю римлян, которые усыпали могилы цветами. В России эта традиция появилась только в конце XIX века. После её повсеместного распространения Святейший Синод был вынужден запретить венки с надписями специальным указом 1889 года. В этом же году была запрещена светская музыка на похоронах православных христиан.
После революции большевики реанимировали этот языческий обычай в пику церковникам.
Сейчас священники допускают принесение на кладбище живых цветов – как символа надежды на будущую жизнь, однако указывают, что основой цветочной композиции должен служить крест – символ вечной жизни.
Итак, основной задачей людей, недавно похоронивших родного человека, становится сохранение с ним духовной связи, любви к нему, беспрестанной молитвы за него и делание добрых дел. Ну а посещать кладбище следует по мере возможности для уборки могилы и для искренней молитвы над ней.
Что же касается излишне роскошного обустройства места захоронения, то тут можно привести завещание Святого Нила Сорского, который при кончине завещал ученикам своим выбросить свое тело в чащу на съедение волкам, а останки закопать без почестей со словами «Ибо много тело сие согрешило Богу».

