07/08/24

Главный пищевой запрет русских: что не так было с телятиной

У каждого народа и в каждой религии есть свои пищевые табу. Русское православие в этом плане не исключение. Французский наемник Жак Маржерет, служивший еще Борису Годунову, писал: «Что касается быков и коров, то они размножаются так же поразительно, поскольку во всей России совсем не едят телятины, потому что это противоречит их религии».

Так в чем же дело?

«Грешнее, нежели человечье мясо…»

Интересный случай описывает шведский дипломат и путешественник Петр Петрей, побывавший в начале XVII века в России, как посланник короля Карла IX. По его словам, при строительстве крепости Орел, рабочие столкнулись со столь сильным голодом, что были вынуждены есть человечину и заколоть теленка. «Узнав о том, великий князь велел евших телятину сжечь живьем и пепел бросить в реку, а евшие человечье мясо были прощены и избавлены от наказания». Такой поступок Петрей объяснял тем, что «москвитяне питают отвращение к телятине и есть ее для них гораздо грешнее, нежели человечье мясо…».

Лжедмитрий I и телятина

Аналогичные рассказы можно найти и в других исторических источниках. Например, Яков Рутфель — дипломат и путешественник из Курляндии, также оставивший книгу о России — пишет, что Иван Грозный жестоко казнил рабочих на строительстве Вологодской крепости, которые купили, зарезали и съели теленка. Рассказывают, что именно телятина погубила и Лжедмитрия I.

«Однажды, за столом Царским, Князь Василий Шуйский, видя блюдо телятины, в первый раз сказал Лжедимитрию, что не должно подчивать Россиян яствами, для них гнусными», — пишет Николай Карамзин в своей «Истории государства Российского». Ну а немец Конрад Буссов, бывший свидетелем тех исторических событий, рассказывает, что поводом к восстанию против Лжедмитрия стало именно известие о поедании им телятины — народ усомнился в том, что русский государь мог бы такое сделать, заподозрив в самозванце ляха.

Забота о молодняке

На самом деле религиозность запрета на телятину вызывает сомнения. Во всяком случае ни в каких источниках нет четкого запрета на употребление этого вида мяса. В том же «Домострое» есть советы, как правильно распределить мясо забитой коровы, чтобы хватило на осень и зиму, и приведены рецепты солений, рагу и студня из говядины. Ну а тот факт, что молодняк употребляли в пищу редко и неохотно, хорошо объясняет, например, советский этнолог и фольклорист Дмитрий Зеленин: «Вероятно, старый обычай не есть телятину вызван хозяйственными соображениями. Теленка следует откармливать, пока он не станет побольше».

Действительно, для крестьянина пустить на мясо теленка было настоящим расточительством. Лишь на рубеже XVIII—XIX веков телятина стала появляться на праздничных столах. И то, в основном, в зажиточных домах…