27/02/23
ФОТО: Freepik

Глобальная бесплодность: почему у мужчин во всем мире пропадают сперматозоиды

В последние годы ученые активно бьют тревогу: количество сперматозоидов в семенной жидкости мужчин критически снижается. За последние полвека – почти на 60%. Как следствие, фиксируется все больше случаев мужского бесплодия, рождаемость падает, а значит, под угрозу становится само благополучие населения. В чем причина и какой может быть выход из ситуации?

Удар по рождаемости

Последние исследования показывают, что число сперматозоидов в сперме у мужчин снижается почти по всему свету. Так, международная группа ученых опубликовала в журнале Human Reproduction Update результаты анализа почти 4000 источников научных данных. В результате выяснилось, что в период с 1972 по 2000 годы количество «головастиков» снижалось в среднем на 1,16% в год. С 2000 года темпы падения существенно возросли – до 2,64% в год.

Как оказалось, особенно остро вопрос стоит в развитых странах. У жителей Европы, Северной Америки и Австралии семени в жидкости оказалось на 60% меньше, чем 50 лет назад. Концентрация сперматозоидов упала на 52%. В Азии, Африке и Южной Америке дела с плодовитостью мужчин оказались лучше: показатели уменьшились на 21% и 14% соответственно. Более того, у фертильных мужчин из этих регионов качество семенной жидкости, наоборот, улучшилось: число сперматозоидов увеличилось на 23%, а их концентрация — на 14%. В развитых странах динамика обратная: показатели снизились на 24% и 26%.

Россия, к сожалению, исключением из этого правила не стала. По данным Росстата, в период с 2000 по 2018 годы в стране частота мужского бесплодия выросла почти в два раза. При этом, что весьма удивительно, самый высокий показатель – в Северо-Кавказском федеральном округе, там он равен 281,4 случая на 100 тыс. мужчин. Лучше всего дела обстоят в Южном федеральном округе (33,4 случая на сто тысяч мужчин).

Угроза пластика

Практически все ученые сходятся во мнении, что причина таких изменений находится где-то вне человеческого организма. Любая попытка объяснить происходящее через генетические отклонения неизбежно сталкивается с железным контраргументом – как правило, изменения в природе человека проявляются через многие поколения, тогда как в случае с уменьшением сперматозоидов все видно практически здесь и сейчас, на расстоянии двух поколений или даже меньше. Соответственно, ответ должен скрываться где-то во внешних факторах.

Следующий вывод исследователей тоже кажется весьма очевидным – они связывают увеличения случаев бесплодия у мужчин с ухудшением экологии. Правда, за этой пространной формулировкой скрывается немало подфакторов.

Изменение климата, загрязнение воздуха, использование пестицидов и химикатов – все это, безусловно, имеет значение. Это подтверждают недавние работы ученых из Института цитологии и генетики СО РАН: они сравнивали качество спермы и уровни тестостерона в крови у жителей Новосибирска, Улан-Удэ, Кемерово и Якутска. В двух последних городах — хуже всего. Исследователи связывают это именно с плохой экологией.

Однако определяющее значение, считают ученые, оказывают так называемые фталаты – это сложные эфиры фталевой кислоты, которые используются в качестве пластификаторов, то есть веществ, добавляемых в пластмассы для повышения их гибкости, прозрачности, прочности и долговечности.

Фталаты содержатся во всех повседневных продуктах: пластиковых бутылках и контейнерах, моющих средствах, игрушках, чеках, предметах личной гигиены и даже в некоторых пищевых продуктах. Избежать их потребления практически невозможно, в том числе потому, что производители не обязаны идентифицировать эти химические ингредиенты.

Проблема в том, что фталаты являются эндокринными разрушителями и, попадая в организм, мешают выработке гормонов. Также они могут мешать созреванию плода и половой дифференциации на ранних сроках беременности.

Доктор медицинских наук, бывший президент Американской академии экологической медицины Робин Бернхоф подчеркивает, что пластификаторы – лишь часть более широкой картины токсинов, влияющих на воспроизводство во всей биосфере:
«Распространение эстрогенных химических веществ вызывает серьезную озабоченность. Исследования показали, что у 80 процентов самцов форели в Колорадо были интерсексуальные гениталии, у большого процента самцов крокодилов во Флориде отсутствуют пенисы и так далее. Это происходит на многих уровнях: прямая токсичность ПХБ, прямое эстрогенное воздействие пластика, пестицидов и ртути среди других токсинов, а также вторичный эффект — стимуляция ароматазы, гормона, который затем превращает тестостерон в эстроген независимо от других факторов. Загрязнение в целом стимулирует ароматазу, которая затем превращает доступный тестостерон в эстроген. Это довольно страшно», – говорит он.

Тысяча и одна причина

Тем не менее влиянием одних только фталатов подтвердить гипотезу о «снижении количества сперматозоидов» трудно, поскольку есть много других факторов, влияющих на мужскую фертильность.

«Один из самых явных — курение. В частности, крупный систематический обзор, проведенный группой ученых из США и Израиля, показал: качество спермы (количество сперматозоидов, их подвижность, а также морфологические показатели) значительно хуже именно у курящих. Похожий негативный эффект и при повышенном употреблении алкоголя. Если выпивать в неделю более 50 миллилитров этилового спирта (в составе разных напитков процент разный), качество спермы может ощутимо снизиться», — рассказал профессор Института урологии и репродуктивного здоровья человека Сеченовского университета, доктор медицинских наук Дмитрий Еникеев.

Сюда же можно отнести хронический стресс, неправильное питание. Негативно влиять на мужскую плодовитость может даже сидячий образ жизни. Наконец, есть опасение, что на качестве спермы современных мужчин может сказаться пандемия коронавируса.

Впрочем, не все так плохо. Оптимисты есть и среди ученых, занимающихся вопросом мужского здоровья. Например, некоторые исследователи предложили альтернативную гипотезу «биологической изменчивости количества сперматозоидов». Согласно ей, число сперматозоидов колеблется в широких пределах, многие из которых можно считать непатологическими и видотипичными.

Знание взаимосвязи между индивидуальным и популяционным количеством «головастиков», а также историческими и экологическими факторами может сыграть решающее значение для интерпретации тенденций среднего количества сперматозоидов и их связи со здоровьем и фертильностью.